Извечный вопрос: плёнка или цифра. Учимся фотографировать

Неужели в наше время кто-то еще снимает на пленку? Ведь на дворе 2017 год и цифровые технологии должны были уничтожить аналоговую фотографию… Вполне ожидаемое развитие событий, однако по факту этого не произошло - также, как не ушли в прошлое бумажные книги, ламповая техника и виниловые проигрыватели. Более того, последние годы аналоговая фотография стремительно возвращается в жизнь современных фотографов.

Начиная с начала 2000-х мы только и слышали о том, как умирает пленка. Одна за одной закрывались некогда многочисленные минилабы, а производители день за днем объявляли о снятии с производства пленочных камер и самих пленок. В 2006 году Nikon выпустил последние сканеры (которые и по сей день остаются непревзойденными), примерно в то же время окончательно сгинули оптические печатные машины, уступив место цифровым. Сложно было даже представить, что аналоговая фотография способна еще просуществовать хоть какое-то время.

Однако прошло 10 лет и человечество затосковало по физическому материалу, все больше и больше возвращаясь мыслями и делом к аналоговым технологиям. Постепенно стали появляться новости о возрождении пленочных производств и выходе новых материалов. Поначалу эти новости выглядели как безумие отдельных энтузиастов (что недалеко от правды), но со временем к ним начали подключаться все более громкие бренды.

Возможно, все началось в 2008-ом, именно тогда, когда по законам эволюции все должно было закончиться. В это тяжелое для аналоговой фотографии время возникает компания Impossible, которая выкупает и восстановиает фабрику по производству кассет для Polaroid. Безумный, казалось бы проект, остается живым и активно развивается до сих пор.

Значительный рост интереса к моментальной фотографии также предвосхитила (а возможно, сформировала) компания Fujifilm, которая в 2010-ом году начала с новой силой развивать некогда популярное Instax-направление. На сегодняшний день их продукция завоевала львиную долю рынка моментальной фотографии во всем мире. Ходят слухи, что к 2017 году прибыль Fujifilm от моментальных кассет/камер чуть ле не превысила прибыль от продажи цифровых фотоаппаратов, но это, конечно лишь слухи.

Тем не менее продажи камер Fuji Instax неуклонно ростут, начиная с 2013 года. По итогам 2016 года компания продала более 5 млн. камер. Согласно исследованиям, которые провела Fujifilm и на которые ссылается журнал «European CEO» , основные пользователи камер это представители молодого поколения - те, кто родился и вырос в эпоху цифровых технологий. В этом же источнике указывается, что согласно исследованиям компании Ilford 30% пользователей их фотопленки младше 35 лет, при этом 60% всех пользователей впервые начали снимать на плёнку в последние 5 лет.


Несколькими годами позже, в 2012-ом, в США энтузиасты создают компанию CineStill , которая занялась перепаковкой кинопленки Kodak для нужд фотографов. Стоит отметить, что производство киноматериалов Kodak не останавливал никогда, потому что это основной доход их аналогового подразделения, т.к. для кино пленку закупают километрами.


Создатели CineStill изобрели и запатентовали уникальную технологию удаления сажевого слоя с кинопленок. Это позволило им наладить масштабное пере-производство кинопленок, проявляемых по процессу C-41. В 2016 году CineStill внедрили новые технологии и выпустили среднеформатную кинопленку 120-го типа, которая наравне с узкоформатной 35 мм успешно продается во всем мире через налаженную сеть дистрибуции производимых ими товаров.

Тогда же, в 2012-ом группа других энтузиастов начала восстановление итальянской фабрики Ferrania по производству фотопленки. В 2015 году фабрика выпустила первые пробные партии ч/б фото и кинопленки, в 2016-ом пробные партии пленок Scotch Chrome и Solaris, а в феврале 2017-го объявила о выходе с конвееров первой партии новой ч/б фотопленки P30.

Для того, чтобы стартовать восстановительные работы, Ferrania объявили на Kickstarter’е сбор средств и вместо требуемой суммы $250,000 собрали $322,000.

Еще одна ласточка пропела летом 2013-го, когда компания Ilford впервые открыла лабораторию по проявке и аналоговой печати в Калифорнии. Даже во времена расцвета пленки Ilford ограничивали свою производственную деятельность исключительно Великобританией.

Но основной бум аналоговых технологий начался в 2015-ом, когда новости о возвращении пленочной фотографии стали сыпать как из рога изобилия.

Осенью того года сеть британских драгсторов Boots объявила о старте продаж ч/б пленки Ilford в 450 своих точках.

Вспомним, что Boots позиционируют себя не просто как аптеки, но и магазины товаров самой первой необходимости. Кроме пленок Ilford во всех Boots’ах продаются 35-миллиметровые пленки Fujifilm и Lomography.


Один из магазинов Boots, декабрь 2016 г

В том же году на экраны кинотеатров вышла ставшая уже легендарной «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, даже титры для которой делались с помощью ножниц и бумаги. Этот фильм был снят на 65-миллиметровую пленку Kodak Vision 3, а прокатные копии напечатаны в форматах 35 мм и 70 мм. Для демонстрации своей ленты Тарантино восстановил более 50 среднеформатных кинотеатров в США. В России прокат плёночной копии шел в к/т «Октярь» в январе 2016-года и каждый сеанс неизменно набирал полный зал зрителей, желавших оценить качество фильмокопии в отличие от цифрового изображения.


К/ф «Омерзительная восьмерка», 2015

Но Тарантино - не единственный режиссер, снимающий на пленку. В том же 2015-ом году на пленку были сняты многие другие ленты, включая «Звездные войны. Эпизод 7», «Мир юрского периода», «Миссия невыполнима», «Номер 44» (Child 44), «007: Спектр», «Ночной беглец», «Стив Джобс» и т.д.

Возможно, именно благодаря Тарантино и поддержке Голливуда 2015-й год стал переломным для компании Kodak, продажи которой выросли впервые за много лет.


По данным statica.com на середину 2016 года

Следующий, 2016-й год продолжил динамику, подарив миру такие пленочные фильмы, как «Отряд самоубийц», «Ла Ла Ленд», «Джейсон Борн», «Американский мёд», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Специальный полуночный выпуск», «Да здравствует Цезарь!», «Касл», «Джейн берет ружье», «Синг Стрит», «Патерсон» и многие-многие другие.

Казалось бы, причем здесь кино, если речь о фотографии? Дело в том, что производство фотопленок и кинопленок базируется на схожих технологиях и частично на одинаковом оборудовании, поэтому киноиндустрия в значительной степени поддерживает фотоиндустрию.

Любопытно, что на пленку снимаются не только полнометражные ленты, но и сериалы - например, «Во все тяжкие» начиная со 2-го и до последнего сезона в 2013-ом году.


Сериал «Во все тяжкие», 2008-2013

Еще один интересный факт - в том же 2015 году феноменальный рост испытывает рынок виниловых проигрывателей и пластинок. Вот так выглядит график на середину 2016 года согласно данным Ассоциации потребительской электроники Consumer Technology Association
:

В 2016-ом году на аналоговую фотографию вновь обратила внимание компания Leica, которая объявила о начале производства камер моментальной фотографии Leica Sofort, использующей в качестве расходных материалов кассеты Fuji Instax Mini.

Не обошли новости стороной и российское пленочное сообщество. В 2016 году один членов клуба «Дальномер» Денис Кораблев на производственных мощностях одного из заводов военной промышленности (на каком именно, он держит в строгом секрете) начал производство собственной ч/б фотопленки, известной среди любителей как «Тип Д». Он сам разработал эмульсию этой пленки и продолжает ее совершенствовать.

И вот наступает 2017-й, который за первые два месяца приносит сразу несколько свежих новостей из мира аналоговой фотографии.

5 января KODAK объявляет о восстанавлении производства легендарной позитивной фотопленки Kodak Ektachrome , которая была снята с производства в 2012 году. Причина, которая при этом называется - неуклонный рост продаж профессиональных фотопленок на протяжении последних нескольких лет, вызванный всплеском популярности аналоговой фотографии во всем мире. Kodak обещает появление этой пленки на прилавках магазинов в формате 35 mm и Super 8 (кино) уже в IV квартале 2017 года.

В этом же месяце, то есть в январе 2017-го итальянская Film Ferrania доложились о выходе с конвеера первой альфа-партии P30.

А в середине февраля 2017-го французская компания Bergger выпускает свеже-изобретенную фотопленку Pancro400. Эта пленка стала их первой новой разработкой за последние 15 лет, и должна поступить в продажу уже в марте этого года. Обладая классической эмульсией, Pancro400 отличается выгодным расположением антиореольного слоя между подложкой и эмульсией со стороны эмульсии, что в значительной степени снижает переотражения в слоях фотопленки и повышает степень детализации изображения.

В копилку хороших новостей и фактов можно добавить скромную статистику пленочной лаборатории SREDA film lab , которая работает на российском рынке пленочной фотографии с осени 2015 года.

Несмотря на бурное возрождение интереса к аналоговым технологиям во всем мире, конечно, пленочная фотография была и остается уделом узкого круга эстетов, арт-фотографов и прогрессивной молодежи. Однако, количество фотолюбителей, предпочитающих абсолютно непрактичные, но невероятно вдохновляющие процессы аналоговой магии, растет с каждым днем. Вполне возможно, пленочная фотография только начинает свое возрождение, и в ближайшие годы мы увидим нечто весьма неожиданное с точки зрения эволюции развития человечества. Поживем - увидим!

Не забудьте подписаться на аккаунты Творческой лаборатории «СРЕДА» в соцсетях!

Десять лет назад на блошиных рынках встречались «деды» — фотографы, которые пытались за копейки продать свои камеры хоть кому-то. А сегодня цена за приличную камеру на интернет-аукционе подходит к тысяче долларов и стабильно растет на 10% в год. Вчера японская компания Fuji сокращала производство фотопленки — ее никто не покупал. А сегодня снова сокращает — пленку покупают так активно, что это уже угрожает «цифровому» бизнесу фотокомпании.

Объемы пленочной фотографии растут все быстрее, все чаще можно встретить людей со старыми камерами, специализированные магазины и лаборатории. Но почему так происходит? Почему устаревшая технология вернулась и побеждает?

У этого есть три главные причины.

Ограниченность

Фотографируешь на пленку — принадлежишь к материальному миру. Это сильнее всего проявляется в цене кадра. Пленка стоит денег, химия стоит денег, печать — тоже. Хорошо, если один кадр обойдется в 20-30 рублей, обычно зашкаливает за 100. Пленочная фотография — это дорого. Из-за того, что дорого, фотография оказывается ограниченной. Не получится снять 100 одинаковых кадров и после выбрать. Заметно, что люди ощущают это почти что физически: отбери айфон, дай зеркалку — и все, желание делать множество одинаковых снимков куда-то пропадает магическим образом.

Другое ограничение — это невозможность сразу увидеть, что получилось. В лучшем случае пленку получится проявить дома, через час. В худшем придется ждать снимки из лаборатории несколько недель. Результат становится сюрпризом. Его ждешь, листаешь снимки с радостью или негодованием. Пленочная фотография похожа на создание японской керамики раку — мастер забрасывает заготовку в печь и не знает, что выйдет в итоге.

Сергей Король

Цифровая фотография появилась с целью превзойти эти ограничения, но, превзойдя, убила творчество. Путешественники с цифрозеркалками привозили тысячи снимков из отпуска, а потом мучительно разгребали их. Фотографии появлялись на маленьких экранчиках сразу после нажатия на кнопку, и люди научились подгонять настройки камеры для достижения идеальных результатов — но эти результаты уже не радуют так, как раньше.

Цифровая фотография принадлежит новому, «облачному» миру — с бесплатными, неограниченными возможностями. Мы живем, не чувствуя творчества: только гигабайты, терабайты одинаковых снимков на жестких дисках. Пленка вернулась, чтобы дать людям забытое чувство обладания. Бумажные книги, виниловые пластинки, плакаты на стенах и визитки в карманах, напечатанные фотографии и рулоны пленок — это вещи, вещи материального мира, теплого и родного. С такими вещами приятно, понятно жить рядом.


Сергей Король

Качество

Цифровые фотокамеры появились в проклятые десятилетия феномена искусственного устаревания — уверен, историки культуры будущего защитят немало диссертаций о нашем времени.

Мы живем в мире, где вещи не устаревают. Их меняют под влиянием моды и маркетинга, обычно выбрасывая полностью рабочими. Их не чинят, часто вещи созданы так, чтобы починить их было невозможно. Так и современная цифровая фотокамера — хрупкое устройство, не рассчитанное работать десятилетиями. Его создатели понимали, что, закончив одну модель, они сразу же займутся выпуском другой, которая заменит предыдущую. Вы помните, как выглядели цифровые фотокамеры 10 лет назад? Вы видели такую камеру сегодня? История с современной электроникой напоминает историю со средневековым нижним бельем: оно так быстро изнашивалось и не имело ценности, что до сегодняшнего дня толком и не дошло. Историкам культуры будущего будет непросто показывать в музее цифровые камеры.

С пленочной фототехникой все иначе. Лучшие камеры созданы до наступления цифровой эры. Их создавали с расчетом, что они будут служить людям очень долго. Средняя пленочная камера переживает своего владельца. К примеру, ресурс затвора Nikon FM — 100 000 кадров. Столько не отснимешь до старости, даже если захочешь.


LEICA IA Anastigmat, 1925

leica-camera.com

На интернет-аукционах вовсю продаются старенькие «Лейки», выпущенные до войны. Они работают до сих пор и будут работать еще долго. Несложные металлические части можно заменить, изготовив их заново или «каннибализировав» безнадежно сломанные камеры. На «Лейку» времен Картье-Брессона еще получится поснимать марсианские хроники.

Элитарность

Кстати, о Leica — немецкая компания производит пленочные фотоаппараты до сих пор. Каждую камеру собирают вручную на заводе в Германии, цены начинаются от пяти-шести тысяч евро. Современная камера Leica стоит как неплохие швейцарские часы, работает как швейцарские часы и производит на окружающих сопоставимый эффект.

Это не фотоаппарат, а пропуск в мир ценителей, профессионалов. Такую камеру приятно поставить на столик в гостиной. Впрочем, многие держат свои «Лейки» в специальных антипылевых шкафах, которые выглядят точь-в-точь как холодильники для дорогого вина.


Сергей Король

Пленочный фотоаппарат — это один из самых недорогих и простых способов произвести на окружающих впечатление утонченного эстета. Это вещь из мира сшитых по мерке кожаных перчаток, британского мотоцикла, коллекции авангардного джаза на виниловых пластинках. Это не так больно, как татуировка, и не так дорого, как яхта или машина без верха. Представить себе цифровую зеркалку в этом ряду невозможно. Проще приехать на ретро-ралли на семейном универсале.

По планете бродит призрак пленочной фотографии, готовясь к триумфальному возвращению, и влияет на окружающий мир. Kodak выпускает фотоприложение, которое покажет ваши снимки через неделю, словно после проявки. На Kickstarter один за другим появляются необычные проекты. Российская мини-компания восстанавливает производство пленки. Энтузиасты выкупают завод Polaroid, нанимают пенсионеров с него и выпускают полароидные картриджи в промышленных масштабах — и по всему миру открываются эксклюзивные бутики для их продажи. Японская компания Yashica собрала полтора миллиона долларов на выпуск цифропленочного гибрида: в обычную цифровую камеру вставляются картриджи, которые эмулируют разные виды пленки, накладывая на снимки фильтры вроде инстаграмовских. Дальше — больше. Чем это грозит современному миру?


Сергей Король

Вероятно, пленочные камеры продолжат дорожать. Их давно не производят массово, и число работающих фотоаппаратов постепенно снижается. Если инвестировать в камеры сейчас, то в будущем можно вернуть деньги с хорошим доходом. Кроме того, фотографам потребуется инфраструктура: от лабораторий до обучающих школ и фототуров.

В любом случае старый дедушкин фотоаппарат или новая Leica станут и аксессуаром, и лекарством от творческой фригидности. Главное — дать второй шанс: и им, и себе.

10.03.2013

Преимущество пленочной фотографии

В течении последних нескольких лет многие не только профессиональные фотографы, но и фотолюбители все чаще обращаются в сторону пленочной фотографии. Пленки раскупаются нарасхват, во многих фотолабораториях стоят длинные очереди, а адепты цифровой фотографии ведут горячие дискуссии, пытаясь доказать преимущества DSLR системы, над "устаревшими системами" пленочного фотоаппарата. В чем же кроется причина не угасающей популярности пленочной фотографии в нашем современном цифровом мире?

1. Качество. По многим своим возможностям плёнка значительно опережает самую современную цифровую матрицу.
В мире фотографии есть простое правило: чем больше размер матрицы - тем больше информации она сможет зафиксировать, и, естественно, тем информативнее и качественнее получится кадр.
Здесь преимущество пленки на лицо: размер матриц большинства среднестатистических цифровых фотоаппаратов меньше, чем формат самого стандартного кадра 35 мм пленки.
Соответственно, при сканировании пленочной фотографии даже стандартного формата (не говоря уже о пленках большого формата) вы получаете фотографии, по качеству намного превосходящие фотографии, сделанные на цифровом фотоаппарате.

2. Цветопередача. Никто не спорит, что цвета у пленочной фотографии получаются более насыщенными и художественными. Дело в том, что обработка пленочной фотографии происходит автоматически и соответствует параметрам выбранной пленки, а фотография, сделанная на цифровой фотоаппарат - это необработанный, "голый" кадр, цветопередачу которого еще необходимо "подтянуть", хорошо с ней "поиграться" в различных редакторах. Отсюда и возникает видимость того, что цвета только что отсканированной пленочной фотографии изначально более красивые, чем цвета необработанной цифровой фотографии.

3. Шум и зерно. Пленочное зерно и цифровой шум - это понятия принципиально разные по своей природе. В отличии от цифровой, на пленочной фотографии не бывает шума. На ней есть зерно, которое в большинстве случаев только выгодно дополняет изображение, и не в коем случае не вредит цветам.

4. Качество и дешевизна. Пленочные фотоаппараты и оптика в наше время стоят намного дешевле, чем цифровой фотоаппарат и объективы соответствующего уровня. Мало того, множество легендарных, проверенных временем объективов сейчас уже не выпускается, но стоят довольно дешево и пользуются большой популярность даже у ярых защитников цифровой фотографии. Но, к сожалению, не все старые объективы при помощи переходников можно "одеть" на современный цифровой фотоаппарат, да и работают они не так качественно, как на родной пленочной системе.

5. Ощущения. Многие фотографы, снимающие на пленочный фотоаппарат, говорят о некой особой теплоте и жизненности фотографии.
Из-за ограниченности кадров на пленке при съемке на пленочный фотоаппарат приходится дорожить каждым кадром, подходить к композиции, освещению более внимательно и осмысленно. Вы учитесь видеть кадр еще до того, как вы его сделаете. Естественно это дисциплинирует, улучшает навыки и учит снимать более профессионально.

На пленочном фотоаппарате нельзя удалить, просмотреть получившиеся кадры. Это вносит некую таинственность в процесс съемки, и приносит незабываемую радость от удачно сделанных фотографий.

Серийность — это не комплимент, когда разговор касается искусства. И хотя цифровая съемка дарит нам неповторимые и чрезвычайные произведения, которые получают высокие награды на международных конкурсах, именно пленочные приборы возвращают в нашу жизнь ощущение магии фотографии. Зарядить 35-миллиметровую кассету и окунуться в мир ретро изображений помогут и старые, и новые фотоаппараты. Главное — решиться снимать на пленку.

Назад в будущее

Ретро снова в моде. И касается это не только тенденций в одежде. В поисках вдохновения дизайнеры мебели, электроники и бытовой техники тоже обращаются к прошлому. Так же, как и производители фотоаппаратов. Olympus возродил классические камеры OM и PEN в цифровом варианте, ретро-серии запустили также Fujifilm, Nikon и Canon. Ряд компаний вспомнили и о фототехнологии "Полароид". Ностальгия оказалась еще глубже. Люди все больше интересуются возрождением "старых" технологий — пленочное фото снова набирает популярность, и цена и выбор пленочных камер на барахолках постоянно растут.

Впрочем, компании Nikon, Leica, Cosina и Hasselblad никогда и не прекращали выпускать камеры для аналогового фото. Поэтому любой может почувствовать то же, что и наши родители или дедушки, заряжая свой "ФЭД" 60 лет назад. Им не с чем сравнить, а вот современный фотограф будет ценить старую технологию за то, что пленка создает интересную и неповторимую картинку, которую очень трудно воспроизвести с помощью цифровой камеры. Имитировать результат можно прибегая к сложным манипуляциям в программах обработки фото. Важно и то, что аналоговая камера дисциплинирует. Ограниченное количество кадров заставляет фотографа быть сосредоточенным, взвешенным и максимально внимательным, а результат работы можно увидеть только после того, как фото будут напечатаны. Волнение, связанное с ожиданием готовых снимков, давно забытое, но сравнить его невозможно ни с чем.

Зеркальные и дальномерные

Если вы решили освоить пленочные камеры, то первое, что вам понадобится, конечно же, фотоаппарат. Возможно, где-то в вашем шкафу хранится Contax 645AF с линзой Carl Zeiss? Если же нет, то покупайте камеру на сайтах официальных производителей, или же на сайтах продажи подержанных вещей. Обращайте внимание на зеркальные или дальномерные камеры.

С зеркальными камерами все более или менее понятно - сменные объективы с помощью системы зеркал передают изображения через объектив в видоискатель. Но тем, кто с аналоговой фотографией ранее дела не имел, дальномерные фотоаппараты могут быть незнакомыми. Они более компактные, чем пленочные зеркальные, имеют переменный объектив и отдельный видоискатель. За наведение резкости отвечает оптический дальномер. То есть в видоискателе вы видите раздвоенную картинку, которую надо возвести в одну, чтобы получить четкий снимок. Поэтому по большому счету зеркальные и дальномерные камеры не отличаются друг от друга. Разве что зеркальные фотоаппараты обычно имеют больший выбор оптики, и фокусироваться ними немного легче.

Легкий выбор

Настроек в пленочном фотоаппарате минимум. Надо только правильно управлять выдержкой и диафрагмой. За выбор этих параметров отвечает экспонометр. Он может быть электронным или на основе селенового фотоэлемента. Отличаются они тем, что первые для работы используют батарейки, вторые нет. Выбирая камеру лучше обращать внимание на модели с электронным экспонометром. Ведь бытует мнение, что селен со временем теряет свои свойства и в конечном итоге может давать неверные показания. Как результат - темные или пересвеченные фото. Так что главное - всегда проверять чтобы экспонометр работал.

В качестве первого аналогового фотоаппарата лучше выбрать модель, которая использует 35-миллиметровые ленты. То есть ту, которая и сейчас продается почти в каждом фотомагазине. Среднеформатные камеры вещь интересная, но найти для них пленку, а затем ее проявить и распечатать фото может стать проблемой.

Импортные камеры компактнее и симпатичнее, даже зеркальные. И они более надежны. Впрочем, нельзя однозначно сказать, что советская техника плохая. Фотоаппараты "ФЭД", "Зенит" и "Киев" будут хорошей альтернативой в том случае, когда бюджет ограничен.

Заряжай!

Экспериментировать с самого начала — не лучший вариант. Итак стандартные фотоматериалы фирм Fujicolor, Kodak или Fuji — то, что надо. Чувствительность можно выбрать универсальную - 200 единиц. Количество кадров - как сами пожелаете. Плюс такой пленки в том, что ее очень просто найти, она дает неплохую картинку, стоит недорого, а также ее запросто можно проявить, отсканировать и распечатать. Несколько сложнее ситуация с профессиональными кассетами Kodak, Ilford или Fujifilm, особенно черно-белыми. Некоторые из них требуют другого процесса проявления, чем дешевые Fujicolor, Kodak или Fuji. В таком случае придется поискать более прогрессивную фотолабораторию.

Основной этап в начале работы - правильно заряженная пленка. Проследите, чтобы ее перфорированные края надежно зацепились за принимающую катушку. Сначала надо прокрутить пару кадров с открытой задней крышкой, чтобы убедиться, что негативы зацепились, и только тогда закрыть крышку.

Все, фотоаппарат готов. Помните, пленка не любит быстрых необдуманных кадров, разве что это репортаж, и вы в центре событий. Поэтому не спешите, внимательно измеряйте экспозицию и наслаждайтесь магией съемки пленочным фотоаппаратом.

Несмотря на моду, не каждый захочет возиться со старыми камерами и пленкой, а тем более покупать новую. Среди смельчаков будут романтики, которые занимаются волшебными моментами творчества и ожиданием чуда, без какой-либо гарантии удачного результата. Профессионалам, которым немного надоела кажущаяся легкость цифровых фотоаппаратов, тоже могут перейти на новый старый стиль работы. И, конечно, все, кто хочет обратить на себя внимание в любом кругу, ведь снимать на пленку — еще и экзотика.

Новое – это хорошо забытое старое
В наши дни вы скорей всего найдете самые свежие писки моды в шкафу у своих бабушек и дедушек. То же относится и к фотографии: ретро, винтаж и старая школа пытаются остановить цифровую революцию. Аналоговые вещи вгрызаются своими зубами в чипы безвуксных цифровых гаджетов и рвут их на части. И этот гид о них всех. Какие пленки покупать, на какие камеры снимать и что с ними делать потом, все это – ниже.

Пленка против цифры

На просторах интернета вы без труда найдете сотни пионеров пленочной фотографии и других активистов спорящих с технарями о том, что пленка лучше цифры. Я здесь не за тем чтобы сказать что лучше, но неплохо было бы знать пару различий в них.

Первое различие – это широта, или как её называют профессионалы, динамичиский диапазон. Проще говоря, это детализация в светлых и темных местах на фотографии. Пленка по определению имеет больший динамический диапазон (особенно черно-белая). Пленка также отличается от цифры в плане разрешения. Большинство 35мм пленок не могут соревноваться с топовыми цифровыми камерами в плане разрешения, но 120 пленка вполне хорошо держится на фоне цифровых камер, что приводит меня к моей последней разнице между двумя лагерями – внешний вид.

Пленка выглядит по-другому, некоторые говорят что она “мягче”, другие, что она менее “пластиковая”, а третьи что она “богаче”. Но это очень смутные определения и чтобы полностью понять их, вам нужно поснимать на нее. Фото ниже показывает всю ширину черно-белой пленки, если бы вы делали этот кадр на цифровую камеру, вам пришлось бы выбирать между полностью черным интерьером машины или полностью белым объектом съемки, но с черно-белой пленкой вы можете получить и то и другое.

Дальномеры

Дальномеры – это братья зеркальных камер. Эти названия (зеркальные, дальномерные) описывают, как камера фокусируется. В зеркальной камере свет, проходя через линзу, отражаясь от зеркала и призмы проецируется на фокусировочный экран, что позволяет видеть в фокусе ли картинка. Дальномеры же используют маленькое крутящееся зеркало и два окна, чтобы определить дистанцию до объекта.

Когда вы фокусируетесь зеркальной камерой вещи выглядят размытыми (не в фокусе) и резкими (в фокусе). Когда вы фокусируетесь дальномером, все кажется в фокусе ведь вы просто смотрите через окно видоискателя. Для фокусировки в центре видоискателя присутствует полупрозрачное пятно, когда вы двигаете кольцо фокусировки, это изображение тоже двигается – просто совместите два изображения и снимайте.

Как правило, дальномерами легче фокусироваться в темных ситуациях и почти всегда такие камеры компактнее своих зеркальных собратьев. Такие известные дальномеры как Leica превозносятся фотожурналистами и используются вот уже 70 лет, почти любое большое мероприятие снимают на эти камеры. Фото ниже сделано на Zorki 4K во время президентских выборов в США 2004 года.

Фото предоставлено Phototuts+

Zorki 4K

Если вы никогда не слышали о компании Leica (Leitz), то знайте, камеры этой фирмы невероятно дорогие и высококачественные. Эта компания на рынке уже миллиард лет и любая ее новая камера в миг становится бестселлером. Но после второй мировой войны немецкие компании были вынуждены раздать множество своих патентов. И вот русские начали клепать свои копии немецких леек. На многие из них просто клеят логотип лейки и продают как настоящие. Хотя дизайн и был повторен до мельчайших деталей, качество и сборка хромало на обе ноги.

Не смотря на это существуют великолепные русские камеры выпущенные в эту эру. Например Зоркий 4К – танк, также выпускаемый под именем Zorki 4K. Простейшая конструкция, никакого экспонометра, только ручные настройки. Но зато есть знаменитая резьба лейки и сменные линзы. И она чертовски дешевая. Я заказал свою камеру из Украины. Она прилетела через месяц, коробка под ее весом практически сложилась пополам. А цена всего лишь 30 баксов. Однако будьте осторожны – СНАЧАЛА прокручивайте пленку на один кадр вперед, а потом выбирайте скорость затвора, если сделать это в обратном порядке затвор обязательно сломается!

Фото предоставлено Phototuts+

Minolta Hi-Matic E

Итак, у вас нет экспонометра, но вы хотите блеснуть на ретро вечеринке крутой камерой? Нет проблем. У этой камеры полуавтоматическая система с приоритетом диафрагмы, которая чертовски хорошо работает. В модельном ряде Hi-Matic есть и другие камеры, но больше всех мне нравится именно эта, из-за ее размеров и отличной линзы.

Объектив у камеры несменный, но это с лихвой компенсируется системой замера экспозиции. Большинство старых камер использовали шкалу на задней части вспышки, чтобы правильно проэкспонировать кадр. В этой же камере стоит счетчик, который измеряет количество света даже при открытом затворе и закрывает его, если света слишком много. Эту систему также использует самая известная камера ломографического сообщества, а впервые она появилась в камерах компании Yashica и называется Electro; такая система быстро съедает батарейки, но работает безупречно. Просто присоедините вспышку, все остальное камера сделает сама. Итак, с этой камерой вы получаете ручную фокусировку по дальномеру, отличные характеристики (в том числе и в помещении) и если повезет удобный кожаный чехол.

Фото предоставлено Phototuts+

Зеркальные камеры

Как я и говорил ранее – зеркальные камеры позволяют смотреть прямо через линзу, давая вам очень подробное представление, о том какая в конце получится фотография. Эти камеры преобладают в большинстве жанров фотографии. Они дают больше всего контроля и предоставляют бесценную возможность быстро сменить линзу. Существуют тысячи зеркалок, но мы же ретро ребята, так что рассмотрим камеры с ручной фокусировкой и ручными настройками экспозиции. Фото ниже было сделано на Nikon F3HP.

Фото предоставлено Phototuts+

Pentax Spotmatic

Крепкая и точная как титановые швейцарские часы, эта камера работает всегда и при любых условиях. Хотя у нее и странная система замера экспозиции, требующая сначала закрыть диафрагму, чтобы получить правильные показания, это компенсируется точечным замером. К этой камере придется привыкать, но огромное количество функций того стоит.

Линзы для этой камеры крепятся байонетом Pentax Screwmount или M42. Эти линзы очень легко найти и стоят они очень дешево. Существует множество компаний выпускавших объективы на этот байонет. У меня стоит 24мм объектив со встроенными фильтрами, насколько я знаю это единственная модель с такими фильтрами. Сама камера, как я и говорил раньше, очень крепкая и обладает классическим дизайном. Этот фотоаппарат является предшественником Pentax K1000, который сотнями скупают студенты фото вузов. Но я всё-таки предпочитаю Spotmatic за его экспонометр и дешевые линзы.

Фото предоставлено Phototuts+

Nikon F3HP

Я считаю что это лучшая когда-либо сделанная камера. Это самая долго выпускаемая камера Nikon, которую производили почти 20 лет подряд. Это полностью функциональная профессиональная зеркальная камера. Как и лейка она использовалась множеством фотожурналистов по всему миру. Она невероятно прочная, влагозащитная, с большим количеством аксессуаров, видоискателей и съемных фокусировочных экранов.
Единственный минус – это плохо читаемый экспонометр, особенно проблематичный в темноте. Так как это Nikon, у вас есть выбор из сотен тысяч объективов. Камера также будет работать с новыми автофокусными линзами. Я не могу сказать, сколько именно знаменитых фото было сделано этой камерой за последние двадцать лет, но определенно немало.

Ее достаточно легко найти, обычно она стоит около $400 (и она стоит каждого пенни). Эту камеру вы можете передать своим детям и даже внукам. Она делает фотографии при самых экстремальных условиях. Еще одна интересная функция – это возможность полностью снять видоискатель с призмой и снимать как на TLR камеру. Невозможно сказать слишком много хорошего про эту камеру, так что, если авто фокус для вас неважен, то у этой камеры есть всё, что вам когда-либо понадобится.

Фото предоставлено Phototuts+

Средний формат

Сначала оговорюсь, что среднеформатная пленка достаточно дорогая и ее проявка тоже не из дешевых. Существуют очень дорогие и впечатляющие среднеформатные камеры типа классического Hasselblad. Rollei до сих пор делает отличные двухобъективные зеркальные камеры, которые сделаны как танк и стоят почти как настоящий танк.

Я сконцентрируюсь на двух недорогих камерах для «непрофессионалов», которые могут делать выдающееся фотографии и которыми весело пользоваться. Фото ниже сделано на Holga Wide Pinhole, которой даже при ярком дневном свете нужно больше пяти секунд, чтобы получить нормальную экспозицию.

Фото предоставлено Phototuts+

Holga Wide Pinhole (120WCP)

Этот кусок пластика просто зверь, это единственная камера которую я упоминаю придуманная в наше время. Вы легко можете заполучить новехонькую за 50 баксов. Пинхол фотография сама по себе очень интересна, вместо объектива используется маленькое отверстие. Дырка используя квантумные технологии и прочую магию фокусирует изображение на пленке и мы получаем фотографию.

Время экспозиции очень длинное, так как на пленку попадает очень маленькое количество света. Это означает, что все движущиеся предметы как минимум будут смазаны, а если они движутся слишком быстро, вообще не останутся на пленке, так что вы легко можете сделать пустой даже самую загруженную городскую улицу. Эта камера особенная, так как может производить гигантские негативы размером 6см x 12см. А ее широкий угол дает поле обзора примерно 160 градусов.

Так как это пинхол камера, все (что не движется) будет в фокусе. Так же известный факт, что пинхол не искажает картинку как обычные линзы, обычный широкоугольный объектив закрутит прямые линии, а пинхол объектив нет. Экспозицию для пинхол камеры очень легко рассчитать следуя следующим шагам: рассчитайте экспозицию для f/5.6, затем разделите выдержку на 1000. То есть если вам нужна выдержка в 1/60, секунды для Holga Wide Pinhole вы должны будете использовать время выдержки в 16.6 секунд.

Фото предоставлено Phototuts+

Zeiss Nettar 515-2

Если говорить о доступной по цене и простой в обращении среднеформатной камере, невозможно не упомянуть Zeiss Nettar. Эти немецкие камеры построены на века, и их возможность складываться делает их более практичными, чем огромные TLR камеры. Именно эта модель снимает негативы размером 6см x 9см, которые достаточно близки к пропорциям обычных 35мм камер.

Видоискатель и кнопка спуска сделаны для горизонтальной съемки, так что эта камера более удобна для людей привыкшим к обычным 35мм зеркалкам. Но будьте внимательны, это очень старая камера, так что никакого замера экспозиции не предусмотрено и фокусируется она по шкале расстояний, так же как и Rollei 35. Но не недооценивайте ее. Линза очень резкая, а сама камера компактная и легкая в использовании. Достаньте ее на следующем сборе вашей семьи и смотрите на шокированные лица ваших родственников. Когда люди говорят “Классическая камера”, они думают именно о такой камере.

Фото предоставлено Phototuts+

Сканирование

Чтобы подытожить статью, я хочу немного поговорить о сканировании. Если вы собираетесь снимать на пленку, покупка сканера сэкономит вам гигантское количество денег. На рынке есть множество хороших сканеров и технологии не стоят на месте.

Если вы собираетесь снимать только на 35мм пленку и вам нужны сканы с очень большим разрешением, я советую избегать специальных 35мм сканеров. Для большинства своих публикаций я использую обычный планшетный сканер с широкой лампой который сканирует разные типы пленки. Если у сканера разрешение 3000dpi и больше, вам не составит труда сделать высококачественный скан своих шедевров. Поищите, и вы скорей всего найдете такой сканер примерно за $150.

Ну вот и все, теперь идите и снимайте! Будьте оригинальными и сделайте интересные ретро фотографии!

(прим. пер.)
Советы по покупке камер достаточно специфические и эти камеры трудновато найти, особенно на просторах нашей необъятной страны. Если вы хотите такой гид для нашей рашки, то пишите комментарии, я что-нибудь настряпаю.