День Арафа — один из лучших дней в году.

День Арафата в мусульманской религии – завершение хаджа и основная составляющая важного паломничества. Этот символ религии предписан исламом для каждого верующего. Значимый праздник приходится на 9-й день месяца Зуль Хиджа, а после него наступает Курбан-байрам . Имеет ежегодную переходящую дату, так как мусульманский лунный календарь отличается от общепринятого. В этот день происходит стояние на горе Арафат, которое служит смыванием грехов.

Аллах завершил ниспослание через архангела Джабраила священного Корана своему пророку Мухаммеду. Его последняя проповедь прошла в данном месте в день 632 года, в который ежегодно стали совершать хадж. Чем ещё знаменита небольшая по географическим меркам долина с 70-метровой одноимённой горой? По преданию, здесь встретились предки людей Адам и его супруга Хавва после того, как были изгнаны из рая. Они долго скитались поодиночке, пока не осознали содеянный грех. Там «отец человечества» получил Черный камень, для которого построена Кааба – Дом Всевышнего.

Многие верующие стараются не единожды совершить важный ритуал. А для новичков есть специальные рекомендательные инструкции, которые не позволят совершить ошибок. Такой этикет подразумевает полное омовение перед церемонией, например, в местности Намрат. Чтобы суннат засчитался, сделать это надо пораньше с утра. Пешее паломничество до места – предпочтительное условие. Чтобы Хадж был принят, намерения, которые озвучивают в молитве, должны быть искренними.

Для тех, кто в праздничный день далеко от Арафата, положен пост, ведь таким способом можно очистить совершённые грехи за прошедший год и даже последующий. Тем, кто пребывает в святом месте – есть мало и только халяльное, чтобы сохранить силы для богослужения. Ещё одна традиция – раздача милостыни независимо от своего местоположения.

Количество паломников ежегодно увеличивается, что не удивительно для одной из самых распространённых религий в современном мире. День прощения грехов известен тем, что Всевышний Аллах может оценить и одобрить всех прибывших для религиозного акта, а их число сейчас можно измерять миллионами.

Власти Саудовской Аравии, на территории которой расположена Мекка, заявляют, что действие видно из космоса. Такое скопление людей не раз омрачалось трагическими моментами: в некоторые годы погибали хаджии. В светлое время суток стояния на горе следует соблюдать правила и осторожность, к тому же погодные условия, а именно палящее солнце, не способствуют легкости испытания. Не обязательно делать это буквально на горе, а можно находиться у её подножия, где и совершить намаз - ещё одна необходимая отличительная особенность исламской религии.

Ритуальность Арафа претерпела исторические изменения. Это заметно по покрывалу святыни Запретной Мечети Каабы, традиционно меняющееся в этот день. Интересующиеся историей своей религии могут посетить открытую выставку, посвященную данной теме.

Ритуальное богослужение заканчивается ещё одним своеобразным обязательным обрядом из прошлого – побивание Сатаны камнями. Прогнать искушающего шайтана, как когда-то поступил пророк Ибрахим, следует на следующий день, а сначала, после захода Солнца, запастись камнями. Аллах услышит всех, обратившихся к нему в день Арафа и отыскавших возможность осуществить хадж.


Одним из важнейших дней в году у мусул ьман считается день Арафа . Он приход ится на девятое число , известного как месяц совершения паломничества, и предваряет Курбан-байрам.

В этот день верующие со всего мира направляются к горе Арафат, расположенной в 20 км от Мекки, для выполнения одного из обрядов хаджа. От наименования данной возвышенности и происходит название праздника.

Значимость этой даты объясняется тем, что именно на девятый день Зуль-Хиджа Всевышний ниспослал третий аят , повествующий о том, что религия Аллаха была доведена до совершенства.

Достоинства дня Арафа

1. Упоминание в Священном Коране

На особенность дня Арафа указывает уже тот факт, что Господь миров в Своей Книге не просто упоминает о нём, а клянётся им. Так, в сказано:

«Клянусь днём обещанным! Клянусь свидетельствующим и засвидетельствованным!» (85:2-3)

Поясняя смысл этих аятов, Пророк Мухаммад (с.г.в.) уточнил: «Обещанный – это Судный день, свидетельствующий – пятница, а засвидетельствованный – Арафа» (Тирмизи).

2. Прощение грехов за два года

Представьте только – верующий всего лишь за один день может искупить грехи, совершённые им на протяжении двух лет. Это есть величайшая милость нашего Создателя, упускать которую явно не стоит. В одном хадисе говорится: «Пост в день Арафа способствует прощению грехов прошлого и грядущего года» (Муслим).

3. Освобождение от Ада

В канун Курбан-байрама Аллах, оценивая поступки людей, освобождает некоторых от мучений Геенны. Его Заключительный посланник (с.г.в.) отмечал: «Не существует такого дня в году, в который Господь освободил от пламени Ада больше Своих рабов, чем в день Арафа» (Муслим).

4. Большая награда

Кроме того, верующий может обрести значительный саваб. В риваяте, приводимом ат-Табарани и имамом аль-Байхаки со слов Аиши (р.а.), упоминается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) приравнивал пост в этот день к уразе длинною в тысячи дней.

Как провести день Арафа

Даже если у правоверного мусульманина нет возможности совершить стояние на горе Арафат, следует воспользоваться благами этой даты исламского календаря:

  • Пост. Прежде всего, 9-го числа месяца Зуль-Хиджа следует поститься, так как за это Аллах, как уже отмечалось выше, может простить грехи за два года. А обретённая награда будет равна той, что причитается мусульманам за уразу, соблюдаемую на протяжении почти трёх лет.

Однако, существует мнение, что людям, совершающим стояние на Арафате, пост соблюдать нежелательно. Подтверждением тому служит хадис, содержащийся в сборниках Бухари, со слов Аиши (р.а.): «Во время стояния мы начали сомневаться относительно того, постится ли Посланник Всевышнего, или нет. Тогда я принесла ему воды, а он её выпил».

  • Произношение дуа. В этот день следует произносить много дуа и просить у Творца как можно больше благ, поскольку именно в Арафа, по воле Господа, мольбы будут приняты. Известен хадис: «Наилучшее дуа – в день Арафа» (Тирмизи). Комментируя его, многие учёные сошлись во мнении, что речь идёт о вероятности принятия мольбы – она более высокая, чем в любой иной день. Некоторые богословы утверждали, что данное преимущество касается лишь хаджиев, взывающих к Создателю на горе Арафат. Но всё же большинство учёных считали, что эта милость Всевышнего распространяется на всех людей, но с небольшим перевесом в сторону совершающих хадж.
  • Отказ от греховного. Хадис гласит: «У того, кто защитит от греха свои глаза, уши и язык, смоются его грехи» (аль-Байхаки). В данном случае имеется ввиду воздержание от оскорблений и лжи, от просмотра и прослушивания запретного.

Флора и Лавра, раннехристианских мучеников, живших и пострадавших во II веке в римской провинции Илларик (на территории современных Албании, Хорватии, Боснии и Герцеговины), почитают и православные и католики.

Исторических документов, на которые опирался составитель их жития, до нашего времени не дошли. Агиограф сообщает, что родом эти два брата были из Византии и в Илларик приехали в поисках работы. Местный правитель Ликион отправил их как искусных каменотесов на строительство языческого храма, где они, будучи христианами, вели себя, мягко говоря, странно: работали хорошо, но заработанные деньги раздавали нищим, сами постились и постоянно молились, а когда сыну местного жреца попал в глаз осколок камня, забрали его к себе и вылечили, заодно обратив в христианство и его, и отца.

Когда же храм был построен, братья собрали всех работавших на стройке христиан, и все вместе они установили в восточной части святилища крест и целую ночь простояли у него на молитве. Расплата не заставила себя ждать: местный правитель приговорил к сожжению и бывшего жреца с сыном, и еще 300 христиан, а Флора и Лавра как зачинщиков отправил на суд к Ликиону, а тот распорядился сбросить их в пустой колодец и засыпать землей.

Через много лет мощи Флора и Лавра были обнаружены и перенесены в Константинополь — в 1200 году их видел там новгородский паломник Антоний, а в 1350-м — Стефан Новгородец.

По устному народному преданию, с открытием мощей этих святых мучеников прекратился падеж скота. Отсюда пошло их почитание как покровителей лошадей. Возможно, эта традиция пришла на Русь с Балкан, где сложилась устная легенда, как Архангел Михаил научил Флора и Лавра управлять лошадьми и понимать "их язык". Легенда эта была так популярна, что даже в древних иконописных подлинниках (инструкции для иконописцев) есть наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми — такие иконы до сих пор встречаются в православных храмах.

Благодаря возникшей в народном сознании связи этих святых с лошадьми — основой основ жизни крестьянской России — мученики Флор и Лавр были чрезвычайно популярны, а день их памяти по всей стране отмечался как "лошадиный праздник", когда лошадей положено было холить и лелеять и нельзя было использовать для работы. В Москве на Мясницкой улице, напротив Почтамта, в этот день устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков, перед открытием которой в Фроловской церкви неподалеку служили особый молебен.

День Арафа (День стояния на горе Арафат)

Девятый день месяца зуль-хиджа — предпраздничный. В этот день паломники, совершающие хадж, стоят на горе Арафат (без стояния на ней в этот день хадж недействителен), а все остальные правоверные мусульмане постятся — ведь за совершение благих поступков (а пост - самый важный из них) в этот день, по слову пророка Мухаммеда, смоются грехи "за предыдущий и последующий годы".

Араф в исламе — пространство между адом и раем, судьба обитателей которого может перемениться как к лучшему, так и к худшему. А гора Арафат — место, где Адам и Хавва, после грехопадения изгнанные из рая в разные места, встретились и узнали друг друга.

Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте никогда не смоются. И нет человека глупее и несчастнее того, кто проводит этот день безалаберно — в поисках еды, в разговорах, или за другими ненужными и вредными делами. Ведь это — время, когда от ада освобождаются даже заслуживающие его, когда бедняк, богач, царь, раб, араб, белый, черный — все без различия, одевшись в одинаковые белые ихрамы с непокрытыми головами, выставив вперед руки, просят Аллаха об отпущении грехов, и нет большего равноправия в мире.

В День Арафа паломники должны прослушать хутьбу (поучение), а потом, в мечети Мяздаляжа — вечерние намазы. Тогда они по праву могут называться "хаджи".

День Арафа - самый дорогой из дней. За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает ее истинную величину. Равно, как и величина грехов в этот день увеличивается в несколько раз.

Что касается горы Арафат, то это место, которым Аллах почтил паломников, а День Арафа - это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились. Поэтому тот, кто хочет утешить себя по причине, что ему не удалось совершить Хадж, посетить дом Аллаха и побывать на горе Арафат, должен воспользоваться этим днём.

Какое бы благочестивое деяние не совершил человек, стремясь к Аллаху с чистым намерением, в Судный День он, несомненно, увидит вознаграждение за него. И одним из самый важных поступков, которые приближают нас к Аллаху - это пост в день Арафа.

Пост в День Арафа

День Арафа - это девятый день месяца зуль-хиджа (31 августа). Соблюдение поста в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал:

"Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы".

Мать правоверных Аиша сказала Масруку:

"О, Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с тысячи другими днями?" (Байхаки, Табарани).

Имам Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь только после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает Хадж, в этот день желательно не поститься, для того, чтобы иметь силу для богослужений на горе Арафа.

Расписание поста вы можете узнать в разделе . Время сухура (утренний прием пищи) - за 10 минут до утреннего намаза (фаджр). Время ифтара (разговение) - наступление вечернего намаза (магриб).

Такбир Ташрик в праздничные дни

Начиная с фаджра намаза 9-го дня месяца Зуль-хиджа (31-го августа), который называется днем Арафа и продолжая до аср намаза 4-го дня праздника жертвоприношения, т.е. 13-го числа (4 сентября) этого месяца, мусульманам следует читать такбир ташрика после каждой обязательной молитвы.

Доказательством этому служат слова Всевышнего:

«Поминайте Аллаха в считанные (маъдудат) дни». (Корова, 203).

Толкователи Корана сказали, что считанные дни - это дни в которые паломники находятся в долине Мина. Эти дни также называются днями ташрик.

Передается, что Али, да будет доволен им Аллах, начинал произносить такбир после окончания утренней молитвы (фаджр) в День "Арафа, последний раз произнося такбир после предвечерней молитвы ("аср) в последний из дней ташрика. (Аби Шейба приводит это предание в "Аль-Мусаннаф").

Каждый мужчина, независимо читает он намаз с джамаатом или один, обязан читать этот такбир вслух после каждой обязательной молитвы. Женщины же читают тихо.

Следует произносить следующие слова:

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля иляха илляЛлаху, уаЛлаху Акбар, Аллаху Акбар уа лиЛляхиль-хамд».

(Аллах превыше всего, Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего. Аллах превыше всего, и Аллаху принадлежит вся хвала).

В Благородном Коране в суре «Фаджр» говорится: «Клянусь десятью ночами!». По некоторым источникам упомянутые дни являются последними 10 днями месяца Рамадан или первыми днями месяца Мухаррам, некоторые ученые считают, что это первые 10 дней месяца Зуль-хиджа.

«Праведные деяния, совершенные в эти 10 дней являются самыми любимыми Аллахом. Пост каждого дня в нем равен годовому посту (по степени вознаграждения). Говорится, что одна его ночь по достоинству не ниже ночи Предопределения».(Тирмизи, «Саум», 52; Ибн Маджа, «Сыйам», 39)

Жена Пророка (мир ему и благословение) Хафса бинт Умар (да будет доволен ею Аллах) сообщала:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не отрицал четыре вещи: Пост в день Арафа, 10 дней поста в месяц Зуль-хиджа, 3 дня поста в каждом месяце и сунну совершения двух ракаатов утреннего намаза» (Ибн Каййым Аль-Джевзийе, Заду’ль-Меад 2/652).

Абу’д-Дерда (мир ему) говоря о важности Зуль-хиджа передает следующее:

«В первые 9 дней времени Зуль-хиджа нужно держать пост, раздавать много милостыни, совершать дуа и просить прощения. Потому что Пророк (мир ему и благословение) передал:

«Горе тем, кто лишен добра и благословения в эти десять дней [те, кто не посвятил это время поклонению]».

«Нет ничего более ценного, чем поклонение Аллаху, чем то, что было сделано в первые десять дней Зульхиджа. В эти дни много произносят тасбих (СубханАллах), тахмид (Альхамдуллилях), такбир (Ля илляха иллАллах) и табрик (Аллаху Акбар)!» (Абд б. Хумейд, Муснад, 1/257)

Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) возвестил о том, что в первые десять ночей месяца Зуль-хиджа будет дано семьсот милостей.

Это дни, когда нам предоставляется возможность покаяться и получить много награды за короткое время.

«Самый достопочтенный день – день Арафа. По степени возвышения похож на пятничный день. Кроме этого этот день похож на совершение семидесяти хаджей» (Муватта, Хадж 246).

Айша (да будет доволен ею Аллах) передавала следующее:

«Воистину, Аллах не освобождает ни в один день столько рабов от огня сколько в день Арафа. Всевышний одаряет своей милостью и спрашивает ангелов: «Чего они хотят?» (Муслим, Хадж 436)

Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) завещал:

«Высказывайте уважение ко дню Арафа! Это день, когда Всевышний щедро одаривает».

Когда Умар (мир ему) был халифом один из иудеев сказал: «Эй, Умар (мир ему), вы читаете один аят, а если бы он был ниспослан нам, то мы бы отмечали праздником тот день». Этот аят был ниспослан в суре «Трапеза» (5/3). Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит:

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Сура «Трапеза», 5/3).

В 2018 году день Арафа приходится на 20 августа.

1) Произнести такбир после фарда утренней молитвы.

2) Держать пост.

3) Относиться к этому дню с уважением, остерегаться от греховного, больше совершать богоугодных деяний.

5) По возможности 1000 раз прочесть суру «Ихлас».

Не упускайте возможность получить награду!