Органы местного самоуправления учитывают это обстоятельство: в большинстве субъектов РФ они поддерживают РПЦ как первую конфессию, однако редко соглашаются на исключительно «проправославную» политику (рис. 6.6.11).
Там, где мусульман, буддистов и язычников традиционно больше, чем православных, местная власть оказывает первостепенную поддержку именно этим религиям. Отношение местной власти в субъектах РФ к неправославным христианским конфессиям колеблется от хорошего до терпимого. Лучшие отношения имеют с властями лютеране, самые конфликтные – пятидесятники (рис. 6.6.13).
Разные конфессии выступают с публичным протестом (открытым письмом, обращением, митингом и т. д.) против нарушения их прав, причем так делают не только религиозные меньшинства, но и представители т. н. традиционных религий (рис. 6.6.14).
Жалобы православных обычно касаются споров о принадлежности памятников архитектуры и искусства государству или РПЦ, мусульман- запретов богословской литературы и преследований согласно законодательству об экстремизме, католиков и протестантов – запретов на проведение мероприятий, лишения аренды и регистрации.
150 представителями 40 протестантских деноминаций в целях совместного отстаивания своих интересов перед властями в 2003 г. был создан Российский евангельский альянс (РЕА). Очень развиты и эффективны его подразделения, которые существуют в 21 регионе – в частности: в г. Тольятти, Алтайской, Амурской, Воронежской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Челябинской областях, Пермском и Камчатском краях, республиках Калмыкия, Татарстан, Удмуртия, Якутия.
Иудаисты в РФ по-прежнему ориентированы на сохранение замкнутости единственно праведной еврейской общины. В наши дни они не выступают против получения русскоязычного образования в его светском формате. Однако в их элите сильно недоверие к лозунгу «общероссийской национальной идеи».
В неформальной беседе один из видных деятелей казанской еврейской
диаспоры заявил: «Вначале говорят о Святой Руси, а все кончается новым
Кишиневским погромом».
Для российских последователей учения Будды (бурят, калмыков и тувинцев) прежде всего важны бурятский, калмыцкий и тувинский варианты «национальной» идеи. Этнические буддисты также готовы к восприятию русской культуры и просвещения, но исключительно в их светском прочтении. Так, в последние годы президент Калмыкии К. Илюмжинов спонсировал ежегодную подготовку групп молодых калмыков и калмычек для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Вся эта программа осуществляется на русском языке. В то же время, разговоры об общероссийской «национальной» идее вызывают обеспокоенность в среде буддийской элиты, которая прежде всего ждет от ее реализации проявления русификаторско-ассимиляторских великодержавных начал.
Для российских мусульман характерно, как правило, совмещение двух тенденций: ориентации на свои этнические ценности – татарские, башкирские, чеченские, черкесские и др. и восприятия себя как части полуторамиллиардного «мусульманского мира». Последний, в свою очередь, при помощи серьезных финансовых вливаний (прежде всего из Саудовской Аравии) стремится направить вектор интересов мусульман России в свою сторону. Следует отметить, что крупнейший отечественный исламский деятель конца XIХ в. – начала ХХ в. Исмаил Гаспринский подчеркивал значение получения мусульманами русскоязычного образования. В 1881 г. он писал о необходимости обретения через русское просвещение «знания и света».
В то же время Гаспринский был твердым сторонником утверждения в среде мусульманской (прежде всего татарской) молодежи системы исламских ценностей и освоения ими тюркских языков. Гаспринский крайне настороженно относился к тогдашним властным замыслам интеграции населения России в «единое государственное целое». По его мнению, итогом реализации подобного проекта стала бы «русская ассимиляция» этнических мусульман, резким противником коей он являлся. Гаспринский и его последователи-«джадиды» (сторонники модернизации «русского мусульманства»), не отрицая значения знания русской культуры, ориентировались прежде всего на культурное пространство тогдашней Турции. Стремление к сохранению культурной гомогенности характерно и для нынешней российской исламской общины. Отталкиваясь от ставших весьма популярными в постсоветское время идей Гаспринского, современные идеологи Казани, Уфы и других исламских центров выступают за неприкосновенность местной этнокультурной самобытности и ориентируются на духовное сближение с мусульманскими кругами Саудовской Аравии, Египта и Турции. План выстраивания «общероссийской национальной идеи» их совершенно не привлекает. Более того, этот проект представляется местным исламским нерусским элитам весьма опасным «ассимиляционным» замыслом Москвы.
Можно констатировать, что планы продвижения общероссийской национальной идеи вызывают по сути негативное отношение в среде элит отечественных буддистов, иудаистов и мусульман, и изменить эту точку зрения наиболее влиятельных кругов нехристианских этносов РФ крайне сложно.
Помимо мировых религий и конфессий, во многих субъектах Российской Федерации присутствуют и многочисленные верования и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в ограниченных ареалах. К ним можно отнести «Белую веру» в Горном Алтае, местные древние культы и обряды, шаманизм. К ним же можно отнести и создаваемые этнической элитой клубы и сообщества по изучению национальной культуры, которые занимаются реконструкцией и творческим переосмыслением древних языческих традиций. Довольно внушительна статистика подобных верований в стране (табл. 6.6.3).
Отметим, что данный религиозный потенциал используется сепаратистскими группировками в Мордовии, Удмуртии и Якутии. Однако отождествлять этнический сепаратизм и локальные верования неверно. В тех случаях, когда власти удается наладить позитивный диалог с представителями языческих верований и включить их в легальную систему взаимодействия, язычники ограничиваются сохранением собственной этнической самобытности, не посягая на сложившиеся федеральные отношения, как, например, в Республике Алтай, Бурятии, Марий Эл, Тыве и Хакасии.
Представляется, что в случаях, когда эти верования представлены действующими по закону религиозными организациями, их локальная социокультурная миссия должна быть уважаема.
Воспитательная функция религиозных организаций
В религиозных организациях большая роль отводится воспитанию своих прихожан в духе религиозной морали. Достаточно много представителей светского общества полагают, что нравственный потенциал религии можно использовать и для влияния на секулярных граждан. Как обстоят дела с реализацией воспитательной функции религиозных организаций в современной России?Несмотря на доверие общества к Церкви (по данным соцопроса Института социологии РАН в 2009 г., ей доверяют 68% населения), экспертное сообщество, опрошенное Центром проблемного анализа, в целом критически оценивает реальное влияние РПЦ на российское общество. 37% полагают, что православная церковь оказывает влияние только на своих прихожан, в то время как 31% оценивают влияние Церкви как незначительное (рис. 6.6.15). Вместе с тем, 24% опрошенных считают, что РПЦ оказывает большое влияние на россиян.
Опыт зарубежных стран показывает, что наибольшим нравственным влиянием обладают те религиозные организации, которые занимают независимую позицию по отношению к властям. Таким образом, представляется, что РПЦ, не отказываясь от сотрудничества с государством в социально значимых сферах, умножит свой авторитет, сохраняя независимую позицию по отношению к государству. «Огосударствление» Церкви приведет к снижению уважения и доверия к ней в обществе.
Помимо собственно церковного воспитания прихожан, религиозная организация реализует свой воспитательный потенциал в школе, армии и в тюрьмах.
Согласно пункту 1 статьи 1 Приказа Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. №
2833 «О предоставлении государственными и муниципальными
образовательными учреждениями религиозным организациям возможности
обучать детей религии вне рамок образовательных программ», обучение
религиозными организациями детей религии в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с
согласия детей и по просьбе их родителей и по согласованию с
соответствующим органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 1).
Религиозные организации заключили договоры с Министерством образования как на федеральном (РПЦ), так и на региональном уровне (РПЦ – 35 субъектов Федерации), а также с образовательными учреждениями (РПЦ – в 14 субъектах Федерации, Совет муфтиев России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии – в одном). В рамках подобных соглашений осуществляется преподавание Основ православной культуры, Основ исламской культуры и т. д.
21 июля 2009 г. Президент РФ Д. Медведев принял решение о поддержке в экспериментальном порядке преподавания в школах 19 субъектов Федерации основ религиозной культуры, истории религии и светской этики. Выбирают родители и дети, преподают светские педагоги. На 2010 г. 42,1% учащихся выбрали светскую этику, 30,6% - основы православной культуры, 20% - основы мировых религиозных культур, 5,2% - основы исламской культуры, 2% - основы буддийской культуры, 0,1% - основы иудейской культуры. Отметим, что существует ряд проблем (возраст учащихся, компетентные учебные пособия, подготовка учителей, возможность школ предоставить учащимся выбор профиля), которые пока не решены и требуют серьезной проработки.
Особую область отношений государства и религиозных организаций составляет сфера исключительной компетенции государства.
К ней относятся вопросы жизнедеятельности армии, пенитенциарных учреждений и некоторые иные.
Пункт
4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих» указывает, что государство не берет на себя обязанности
по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их
религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных
обрядов. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе
участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица
(пункт 1 статьи 8). Религиозные обряды на территории воинской части
могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных
средств с разрешения командира (пункт 5 статьи 8). Сходным образом законодательство оговаривает права заключенных.
На практике религиозные организации давно сотрудничают с силовыми структурами и часто оформляют это специальными соглашениями. На федеральном уровне Русская православная церковь заключила соглашения – с Министерством обороны РФ, Военно-воздушными силами РФ, Воздушно-десантными войсками, Федеральной пограничной службой РФ, Министерством атомной промышленности РФ, Главным управлением специального строительства, Главным управлением казачьих войск при Президенте РФ, Советом атаманов войсковых казачьих обществ России, Федеральной службой исполнения наказаний РФ; Федерация еврейских общин России – с Министерством обороны РФ.
На уровне субъектов Федерации РПЦ заключило соглашения с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (12 субъектов Федерации). Центральное духовное управление мусульман России – с Министерством обороны РФ (один субъект Федерации), Совет муфтиев России – с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (5 субъектов Федерации). Римско-католическая церковь, Российский союз евангельских христиан-баптистов, Российская церковь христиан веры евангельской, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» - с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (один субъект Федерации).
Согласно распоряжению Президента РФ Д. Медведева, данному в 2009 г., в России вводится институт военных священников – сначала в зарубежных частях Российской армии и в Северокавказском военном округе, затем во всех воинских частях. При всех положительных сторонах такого решения, вызывает сомнение требование обязательного 10-процентного присутствия определенной конфессии в части для наличия там капеллана (непонятно, как быть, допустим, двум-трем мусульманам, служащим в русской части) и незакрепленность этого института на уровне федерального закона.
Признавая необходимость сотрудничества государства и религиозных организаций в воспитательной сфере, следует помнить, что в деле воспитания для религиозного человека стоит задача прежде всего научить доктрине и правилам своей религии, а не пропагандировать какую-либо светскую идеологию. Недопустима попытка определенных политических сил заставлять верующих людей заниматься пиаром их самих или продвигаемых ими идей. Это повлечет потерю авторитета религии в обществе, поскольку она будет восприниматься не как самостоятельный институт, а как всего лишь идеологическая прислуга власти.
Регламентированность и легитимность отношений государства и религиозных организаций
Отношения религиозных организаций и государства должны быть тщательно регламентированы и узаконены. Как обстоят с этим дела в России? Согласно статье 14 Конституции, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 указывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Отметим, что данная конституционная норма не проясняет, что такое светскость, не раскрывает, что значит «отделение от государства». Следует ли его понимать как отделение институтов друг от друга или как запрет Церкви взаимодействовать с государством.Согласно статье 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные объеди-нения делятся на религиозные группы и религиозные организации. Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные (пункт 2 статьи 8).
Согласно пункту 2 статьи 15, государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. Заметим, что этой нормы недостаточно для того, чтобы защитить религиозную организацию от неправомерного вмешательства государства в ее внутренние дела.
Согласно пункту 3 статьи 4, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Пункт 3 статьи 18 указывает, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Норм данного закона недостаточно для легализации социального партнерства государства и религиозных организаций, которое давно существует на практике.
Это вопросы религиозного образования, присутствия в армии и тюрьмах,
совместной благотворительной деятельности и т. д. Нет критериев, по
которым государство оказывает поддержку той или иной конфессии.
Тем не менее, как было показано выше, религия, в частности, РПЦ, на практике усиливает свое влияние на государственное управление. У экспертного сообщества, опрошенного Центром, нет однозначного мнения относительно возможного усиления роли РПЦ в государственном управлении: 51% опрошенных против этого и 43% - за (рис. 6.6.16).
В качестве оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений для России наибольшая часть экспертного сообщества выделяет равноудаленные отношения религиозных организаций и органов государственной власти (33%), а также модель социального партнерства (22%) в трактовке, предложенной Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.
Как намерено строить отношения с религиозными организациями государство? Как видно на рис. 6.6.18, в 2008 г.
Президент РФ официально встречался только с православными, мусульманами и иудаистами. При этом явное предпочтение отдавалось РПЦ. Таким образом, в первый год президентства не было ни одной официальной встречи с представителями других конфессий.
Однако в 2009 г. государственная политика изменилась: 11 марта 2009 г. Президент России лично провел встречу со всеми представителями Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, а на встречу 21 июля 2009 г. в своей резиденции, где было объявлено о формировании института военного духовенства и о введении религиозного образования в школах, Медведев пригласил, помимо РПЦ, лидеров всех трех мусульманских духовных управлений (Центрального духовного управления мусульман России, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа), иудаистов и буддистов. Кроме того, глава государства впоследствии впервые встретился с буддистами на их территории – в Иволгинском дацане. 31 августа 2009 г. Медведев встретился с духовными лидерами шести северокавказских республик – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии – и обсудил с ними усиление террористической активности в регионе и связанную с этим проблему роста религиозного экстремизма среди молодежи.
К каким конкретно механизмам взаимодействия приводит готовность властей к сотрудничеству?
Прежде всего это включение религиозных деятелей в советы по взаимодействию с религиозными объединениями. Распоряжением Президента РФ от 2 августа 1995 г. № 357-рп учрежден Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, который является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента РФ, касающихся взаимодействия государства с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.
В этом Совете присутствуют практически все крупные конфессии федерального уровня: православные (РПЦ и старообрядцы), армяно-григориане, мусульмане, иудаисты, буддисты, католики, баптисты, адвентисты и пятидесятники. В субъектах Федерации местные власти обычно учитывают многоконфессиональность населения. Хотя в советах лидируют православные (в 31 из 31) и мусульмане (в 25 из 31), но представлены и другие конфессии: иудаисты – в 14 из 31, лютеране, баптисты и пятидесятники – в 12 из 31, католики – 10 из 31 и т. д.
С середины 2000-х гг. религиозных лидеров стали включать в общественные представительства (например, в Общественную палату); в них представлены – православные, мусульмане, иудаисты, буддисты и пятидесятники (рис. 6.6.20).
Российское государство, начиная с 1990-х гг., заключает договоры о сотрудничестве с религиозными организациями в сферах образования, благотворительности, патриотического воспитания и т. д.
Государство явно предпочитает в качестве партнера РПЦ (74% всех договоров), дальше следуют – иудаисты (9%), мусульмане (6%), буддисты, баптисты, адвентисты и пятидесятники (по 3%). Местные власти в субъектах РФ, обычно замечая и признавая многоконфессиональность населения, тем не менее, официальные договоры предпочитают заключать с РПЦ (83%), что на 9% больше, чем на федеральном уровне.
Нужно отметить, что до конца не решен вопрос с реституцией церковных зданий, не урегулирован механизм совместного пользования религиозной организацией и государством памятников, относящихся к культурному наследию.
Таким образом, анализ состояния факторов жизнеспособности страны в сегменте религии показал, что существует ряд проблем, которые требуют для своего решения принятия текущих, а также средне- и долгосрочных мер в сфере государственного управления.
А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.
Буддизм
— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.
Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.
После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».
Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.
В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.
Христианство
Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.
Основные христианские идеи:
- Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
- Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
- Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
- Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
- Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.
Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.
В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.
И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.
Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.
Ислам
Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .
Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.
Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.
В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.
Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.
Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:
- произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
- совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
- соблюдение поста в месяц рамадан;
- раздача милостыни бедным;
- совершение паломничества в Мекку (хадж).
Что такое религия. Понятно, что ответ на этот вопрос прозвучит по-разному, если его давать с религиозных и научных позиций. При этом оба подхода к определению религии имеют право на существование. В этом параграфе рассматривается взгляд на религию как на одну из важнейших составных частей духовной культуры, её стержня. Так религию понимают в обществознании в широком смысле слова. А в узком смысле подразумевают конкретную религию - а это духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определённой догматической и культовой спецификой.
Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в существование Бога или богов.
Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Говорят о тысячах религиозных форм и видов, которые возникали, расцветали и погибали. Возможно, их столько же, сколько существовало на свете народов, племён, наций, поскольку каждая человеческая общность обретала зримые черты культурного целого лишь тогда, когда у него появлялась система высших ценностей, неприкасаемых святынь, почитаемых ритуалов и традиций. Если учитывать сохранившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то общее число религиозных верований достигнет многих десятков тысяч.
Классификация религий. Возможны различные классификации религий, конфессий в зависимости от критериев, которые лежат в их основе.
Конфессия - церковь, вероисповедание.
В современной учебной литературе часто используется такая классификация.
1) Исторические типы:
а) архаичные (древние) религии:
Тотемизм - вера в животного и растение (тотем), обладающих сверхъестественной силой,
Фетишизм - поклонение фетишу, неодушевлённому предмету, наделяемому сверхъестественной силой,
Анимизм - вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми;
б) современные религии:
Теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам),
Этические - вера в этические идеалы связи со Вселенной (буддизм, даосизм, конфуцианство).
2) По количеству богов:
Политеистические - вера в нескольких богов,
Монотеистические - вера в одного-единственного бога.
3) По степени охвата населения:
Мировые - христианство, буддизм, ислам,
Локальные (племенные, местные верования, национальные религии) - иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.
Религия развивается от веры во многих духов (богов), олицетворением которых становятся силы и явления природы, до учения о едином Боге Творце (монотеизм). У всех монотеистических религий много общих черт.
Сошествие во ад. Фрагмент мозаики. V в. |
Мировые религии. О количестве мировых религий учёные не пришли к единому мнению: хотя большинство сходится на числе 3 (христианство, буддизм, ислам), в литературе часто можно встретить упоминание о 4, 5, 7 и даже больше универсальных религиях, причисляемых к мировым. К примеру, Иерусалим часто называют священным городом трёх мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. В этом ряду отсутствует буддизм; если его включить, то мировых религий станет 4.
Мировые религии - понятие, характеризующее наиболее распространённые и значительные религиозные системы на нашей планете.
Первыми, кто решил делить все религии на мировые и остальные, были христиане. Поначалу они относили к мировым религиям христианство, иудаизм и язычество. В те времена христианство ещё не разделилось на западное и восточное, а ислам не возник вовсе.
Согласно мнению группы американских исследователей, мировыми религиями признаются 12, а именно: бахаизм, буддизм, конфуцианство, христианство, индуизм, ислам, джайнизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, таоизм и зороастризм. Ни одна из этих религий не представляет собой монолитного целого. Напротив, благодаря схизме (расколу), происходившей рано или поздно в каждой из них, они делились на множество течений и направлений. Поэтому специалисты считают, что общее название - всего лишь собирательное имя для разнородных толков, имеющих друг с другом больше общего в части доктрины, организации и религиозной практики, чем с другими направлениями. К тому же у них общая историческая судьба.
Однако наиболее распространена точка зрения, согласно которой существует только три мировые религии - христианство на Западе, буддизм и ислам на Востоке. Они отличаются полиэтнической распространённостью (т. е. получили распространение у многих народов) и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике. Иудаизм - религия преимущественно одной нации, хотя она широко распространена во всём мире. К тому же в иудаизме резко выражена этноцентричность - учение о евреях как избранном народе. Иудаизм, христианство и ислам - три теистические религии, адепты которых веруют в единого Бога. Христиане верят в триединого Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Основной источник вероучения - Библия. Она состоит из двух частей - Ветхого Завета (Священное Писание как для христиан, так и для иудеев) и Нового Завета (признаёт-
ся только христианами). А мусульмане равно чтят и Ветхий и Новый Завет, а также Коран.
Христианство, буддизм и ислам, в отличие от национальных религий (иудаизм, индуизм и др.), имеют межнациональный характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер христианства, буддизма и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.
Ещё одна отличительная особенность мировых религий - для них не существует социальных границ среди прихожан, все они равны, что также способствует распространению этих религий по всему миру.
Современная наука утверждает, что абсолютное большинство известных религий возникло в качестве племенных культов. Мировые религии объединены рядом специфических характеристик: а) высокая степень абстрактности основных догматических положений, универсализм учений; б) наличие догматики, допускающей различные варианты толкования исходного сакрального текста, исповедания и обрядовой практики, способность к разветвлению основного учения; в) социальная «растворённость» религии в обыденной жизни людей, причастность к их бытовым проблемам и нравственным коллизиям, отсутствие жёсткой границы между сакральным и мирским, между служителями и паствой (в отличие от обособленных жреческих каст), участие всех верующих в обрядовых церемониях (в отличие от древних религий, где обрядовая практика осуществлялась только жрецами), обращённость этих религий непосредственно к каждому верующему лично; г) сравнительная понятность основных догматических постулатов для верующих, возможность личного спасения через правильное поведение; д) формальное равенство всех людей перед Богом,
отсутствие сословных или национальных привилегий в вопросах веры.
Христианство делится на три основных направления: православие, католичество и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских направлений и школ в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т. д. Управляются Православные Церкви патриархами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви) и признают друг друга истинными Церквами.
Мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все её части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают папу римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т. д., но все они являются членами одной Церкви.
В настоящее время Католическая Церковь насчитывает около двух тысяч различных орденов и движений. Поскольку большинство движений состоит из светских людей, они дают мирянам реальную возможность участвовать в жизни Церкви. В движениях (своего рода братствах) люди, не стремящиеся избрать монашеский путь, смогли реализовать свою потребность жить по Евангелию.
Согласно прогнозам учёных, при общем росте численности населения Земли огромный взлёт ожидает прежде всего ислам, количество приверженцев которого должно возрасти с 1,2 млрд в современном мире до 4,4 млрд к 2100 г.; христианство увеличит число своих сторонников лишь до 2,2 млрд (прежде всего за счёт католической Латинской Америки). Ныне христианство - самая распространённая на Земле религия.
Роль мировых религий в жизни человечества. Мировые религии можно уподобить мировым империям, простиравшимся на огромных территориях. Тех и других в истории человечества было крайне мало. У буддизма, христианства и ислама подданных ещё больше, чем было у светских правителей. Сакральной власти подчиняются миллиарды, мирской - десятки и сотни миллионов людей.
Религиозные ереси, секты, новые конфессии и религиозные организации, а их количество превышает несколько тысяч, не могут конкурировать с тремя мировыми гигантами в борьбе за умы и души людей. Каждая из них, будь то баптисты, Богородичный центр или бахаизм, борется за жизненное пространство, стремясь отвоевать у мировых религий хотя бы клочок культурной территории. Несмотря на то что в большинстве стран новые религиозные течения официально регистрируются, но в подавляющем большинстве они не поддерживаются государством, не приветствуются населением, встречая подозрение, непонимание или откровенную вражду. Тем не менее узкий круг последователей сект и течений до фанатизма предан корпоративным ценностям и идеалам, которые основатели секты или нового течения выдают за откровение Божье.
Религии создаются не людьми, хотя у многих есть конкретные основатели. Последние выступают не от своего имени, они - посредники между этим и тем миром, дольним и горним. Они лишь доносят до людей волю Бога или богов, действуя от их имени и по их поручительству. Основной вопрос здесь вовсе не о власти, а о смысле жизни и вечных ценностях. Религия - это богооткровение, а не сумма суждений частного лица по поводу устройства общества. Богооткровение - вещь чрезвычайно редкая. У мировых религий есть весомые основания и доказательства того, что правом на него обладают только они, а многочисленные ереси, как старые, так и новые, - всего лишь подделки, суррогаты, фальшивки. Мировые религии призваны хранить дар богооткровения с самого своего рождения в неизменном виде. Вот почему они столь консервативны, вот почему они не
----- н----- меняются и с трудом приспосабливаются к меняющейся реальности, законно полагая, что приспосабливаться как раз должна она, ибо религия - носитель вечных истин бытия.
Мировые религии, борясь и побеждая, существуют 2500 лет. И с каждым годом, каждым десятилетием их духовная власть не ослабевает, а, напротив, укрепляется: число сторонников растёт, равно как и авторитет в мире. Сегодня эксперты говорят о столкновении цивилизаций, подразумевая противоборство не империй или сверхдержав, а религий, в частности христианства и ислама.
Религиозные конфликты. Несмотря на то что Религиозные войны ушли в прошлое, религиозный фактор во многих конфликтах продолжает играть важную роль. В последние десятилетия религиозную окраску носили конфликты в Боснии (противоборствовали католики, православные и мусульмане); Китае (коммунисты - их можно интерпретировать как атеистов - против христиан, буддистов и мусульман); Индии (индуисты, мусульмане, сикхи); Индонезии (христиане и мусульмане); Ближнем Востоке (иудеи, мусульмане, частично христиане); Северной Ирландии (христиане: протестанты и католики); Шри-Ланке (индуисты и буддисты); Судане (христиане, мусульмане и анимисты) и пр. Властями во многих странах мира практикуется нетерпимость к иноверцам и запрещаются определённые религии и культы.
Во всех крупнейших конфликтах конца XX - начала XXI в. присутствовала религиозная составляющая. Так, Католический костёл сыграл ведущую роль в становлении польской «Солидарности», а сербский патриарх Павел - в антимилошевичском движении. Антизападный и антимо- дернизационный характер носили и носят Исламская революция в Иране (1978-1979). К этим примерам можно добавить исламское восстание на Филиппинах, преследование Индонезией католиков Восточного Тимора, конфликт Пакистана и Индии в Кашмире, Чечня, Судан, Ольстер, конфликт Греции и Турции из-за Кипра и т. д.
В конце 1990-х гг. американские баптисты опубликовали итоговые цифры: по их оценке, в XX в. около 100 млн христиан погибли как мученики за веру. Возможно, эта цифра и завышена, но всё же весьма показательна.
- ■ т Я ■ ! :->"■;■ ЯПШ Й*. - : ViЩ&- . ii" : : : " \ .:"" f
Двухсотлетний период Религиозных войн в Европе далеко позади, но слова Паскаля: «Люди никогда не делают зло в столь полном объёме и с такой радостью, как ради своей веры», - остаются актуальными.
Основные термины и понятия
■ншашннннапанваашмнаннаншшн Религия, конфессия, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии
Вопросы и задания
1. Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и атеистов? Почему?
2. Охарактеризуйте роль религии в жизни человека, общества, государства. В чём состоит моральная сила религии?
3. Что такое мировая религия? В чём суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?
4. Какую роль мировые религии играли и играют в истории человечества?
5. Какую роль играет религиозный фактор в современных конфликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь поводом для начала вооружённого противостояния?
Практикум
■■■■ннвнн^ннмшаааашнвннннваншнвввшн
1. Опираясь на ваши знания истории, проиллюстрируйте конкретными примерами классификацию религий, данную в параграфе.
2. Одна из книг, посвящённая сравнительному анализу религиозных текстов буддизма, христианства и ислама, получила название «А Бог у нас один». Предположите, что и каким образом пытался доказать автор.
Звучит как confessio - исповедание. Конфессия - это объединение верующих в одну религию, которая имеет свои особенности в вероучении, богослужении и организационной структуре. Сегодня современная религия представляет собой целый многоконфессиональный комплекс, куда входит огромное множество религиозных вероучений (есть утверждения, что их насчитывается около 5000).
Конфессии. Разные примеры мировых конфессий
Если говорить о христианских конфессиях, к ним принадлежит православие, католицизм и протестанство (все они входят в одну конфессию, однако они очень разные по своему вероисповеданию). Другие конфессии тоже имеют свои ответвления. В свою очередь, иудаизм включает в себя: ортодоксальный иудаизм, хасидизм и реформистский иудаизм. Ислам тоже имеет свои религиозные направленности. Это суннизм, шиизм и ибадизм. Буддизм предполагает свои разделения: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Все это и есть основные конфессии, официально признанные мировым сообществом.
Подходя к вопросу о разделе христианских конфессий, нужно сказать, что изначально христианская вера была представлена Единой Апостольской Православной Церковью Христовой. В 1054 году от нее отделился католицизм, а уже с 1529 года от католицизма отделились разные общины, получившие название протестантов. Протестантские общины, сформулировав для себя собственное исповедание веры (confession), решили просто отделиться от католиков.
Конфессия - это что? Прежде чем ответить на этот вопрос, непременно стоит отметить, что сам термин получил свое распространение именно в Реформационный период. Тогда в чем заключаются главные отличия всех этих христианских конфессий?
Православие
Православная Церковь является исторической древнехристианской церковью, куда входят 15 поместных. Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ) существует Константинопольская ПЦ, Александрийская ПЦ, Антиохийская ПЦ, Иерусалимская ПЦ, Сербская ПЦ, Греческая ПЦ, Грузинская ПЦ, Болгарская ПЦ, Кипрская ПЦ, Албанская ПЦ, Польская ПЦ, ПЦ Чешских земель и Словакии и ПЦ в Америке.
Все они базируются на одном и том же каноническом устройстве, у них одинаковые догматы, они находятся друг с другом в общении в молитве и в таинствах. Испокон веков они хранят христианскую веру в том истинном состоянии, в котором открыл ее сам Иисус Христос, проповедовали Апостолы и учили Святые Отцы. Все эти, казалось бы, отдельные церкви составляют единую Вселенскую Церковь.
Церкви Вселенского Православия равноправны и независимы в административном плане. Главная суть и единство Православной Церкви заключаются в евхаристии. Сам Иисус Христос стоит во главе христианского Православия.
Католицизм
Католицизм возник на почве формирования феодального строя в Западной Европе и был противопоставлен православию. Как уже ранее было отмечено, в 1054 году произошел раскол, Римско-католическая Церковь отошла от Православной. После этого католики провели 21-й Вселенский Собор и включили в церковную жизнь свои изменения. Они признали свою Церковь единственной, а также главенство и святость Римских Пап, и отвели им главенствующую роль, внеся таким образом свои корректировки и изменения.
Католикам была свойственная нетерпимость к «некатоликам», которых было принято считать еретиками. В католицизме главную роль играет Папская власть и привилегированное духовенство.
Протестанство
Протестанство возникло в XVI веке, когда началось широкое антикатолическое движение, где отвергались все крайности Римского католицизма. Лидером революционных религиозных реформ стал Мартин Лютер, который категорично восстал против продажи и распространения индульгенций. Потом он прибил к церковным дверям 95 пунктов своего плана реформирования существующего положения Церкви, где были отвергнуты Священные Предания, постановления Вселенских Соборов, духовный опыт монашества, священство, поклонение Богородице, иконам, ангелам, святым и т.д.
Если говорить по существу, то протестанство лишилось Церкви. Хоть его учения и базируются на Библии, однако на самом деле протестанские теологи толкуют саму Библию явно со своей точки зрения. Уже чуть позже вследствие этого (в рамках того же протестанизма) в мире образовалось огромное количество деноминаций, это и баптисты, и пятидесятники и т.д.
Конфессии в России
Итак, конфессия - это в первую очередь вероисповедание, созданное на основе определенного религиозного учения и объединения на этой почве верующих людей, которые будут придерживаться всех необходимых принципов и законов. На примере христианской веры мы видим, как в исповедании и употреблении разных символов веры образовались многочисленные и самые разнообразные конфессии. И теперь конфессия - это синоним определенной формы религии.
В России существует свобода вероисповедания и закон, который подчеркивает уважение ко всем мировым религиям и провозглашает равенство всех конфессий, которые, в свою очередь, имеют право открывать на территории Российской Федерации свои представительства.
Введение
Более 97% зарегистрированных на сегодня в Украине религиозных общин являются христианскими. Примерно половина из них - православной традиции.
· Украинская Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата - УПЦ МП и Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата - УПЦ КП - насчитывает около 12082 религиозных организаций;
· Украинская Автокефальная Православная Церковь - УАПЦ - насчитывает около 1234 религиозных организаций;
· Украинская Греко-Католическая Церковь - УГКЦ - насчитывает около 3765 религиозных общин;
· Римо - Католическая Церковь в Украине - РКЦ- насчитывает около 1079 религиозных общин;
· Армянская Католическая Церковь - АКЦ
Протестантские церкви насчитывают почти 8,5 тыс. религиозных организаций.
В Украине также действуют приблизительно 1400 религиозных организаций харизматического направления, 297 - иудейских и 1182 - мусульманских.
Цель работы: Изучить конфессии на территории Украины
Задачи работы: Изучить конфессиональные ресурсы Украины
Конфессии. Виды конфессий
Конфессии
Конфессия (лат. confessio -- "исповедание") - это или вероисповедание особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Любая конфессия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозный культ представляет собой отношение людей к высшим неземным силам и проявляется через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества. В религиозном культе объектом культовой деятельности выступает высшая сила, предметом культа становится эта сила, воплощенная в религиозных образах. Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культе выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. В качестве средств культа выступают храмы, мечети, святилища, различные культовые предметы, церковная утварь, предметы религиозного искусства. Способы культовой деятельности - это определенная система и последовательность проведения религиозных мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельно человека в храме, церкви, дома или в культовом месте. Способы культовой деятельности зависят, прежде всего, от религиозного сознания людей.
Религиозные организации - очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или вероисповедании, играть второстепенную роль или вообще подвергаться гонениям.
В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций: например, в христианстве - церковь, секта и деноминация. Церковь включает большинство или значительную часть населения страны или территории. В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта - общее название религиозных вероучений, отклонившихся от господствующей церкви. В древности сектами называли группы или школы последователей религиозных философов. С появлением христианства сектантами стали называть последователей учений, осужденных господствующей церкви. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний. Для деноминации, как и в церкви, есть четкая организация, координирующая деятельность общин, и иерархия управления. Однако члены деноминации не делятся на священников и мирян, здесь имеются авторитетные служители культа.
В восточных конфессиях в ряде случае отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. В разных жизненных ситуациях и при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В иудаизме вообще отсутствует четкая религиозная организация. В Индии имеется ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций.
По наличию или отсутствию Бога творца конфессии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических конфессиях (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма) утверждается, что Бог творец создал мир, в том числе и человека. В эмпирических религиях (буддизм, даосизм, синтоизм, некоторые направления индуизма, конфуцианство) понятие Бога творца отрицается либо является второстепенным.
По территориально этническому признаку конфессии делятся на племенные, национально территориальные и мировые. Племенные конфессии обычно ограничены территориально, и, по сути, представлены традиционными народными верованиями. Национально территориальные конфессии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно. Мировые конфессии имеют большой территориально страновой обхват и большое число приверженцев. Мировыми конфессиями являются христианство, ислам, буддизм.
По количеству богов конфессии подразделяют на монотеистические и политеистические. В монотеистических конфессиях имеется лишь один Бог - верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, буддизм и сикхизм.
Политеистическими конфессиями являются языческие верования, в них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов. Индуизм можно назвать супрамоно теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением Вселенского Духа - Брахмана.
По наличию ряда общих черт религии подразделяют на западные и восточные. К западным религиям относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, зороастризм. К восточным религиям - относят индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и синтоизм.