Конспект урока по математике в 1 классе (УМК «Гармония»)
Тема урока: «Сравнение двузначных чисел, представление их в виде суммы разрядных слагаемых»
Цель : создать дидактические условия для совершенствования умения сравнивать двузначные числа (с помощью числовой прямой и знания разрядного состава чисел), а так же формировать умение представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать навыки сложения и вычитания двузначных чисел вида 80+3, 30+8;
Развивающая: развивать в процессе вычислений познавательную активность, внимание, память, мышление, аккуратность в письме.
Ход урока:
I. Оргмомент.
- Прозвенел, друзья, звонок! Начинается урок!
II. Актуализация знаний. Устный счёт.
1. Числовой ряд.
Назовите последующее число 35, 49, 78;
Назовите предыдущее число 30, 40, 70;
Назовите соседей числа 36, 58, 69;
2. Разрядные слагаемые
На доске запись 56, 14, 52, 54, 12, 16
Прочитайте числа
Сколько в каждом числе десятков и единиц?
На какие группы можно разделить данные числа?
(на две группы по цифре, указывающей на количество десятков: 14, 12, 16, и 56, 52, 54; на три группы по цифре единиц: 12, 52 ; 14, 54 ; 16, 56)
3. Назовите числа у которых:
2 дес. 6 ед.; 5 дес.; 7 дес.2 ед.; 3 дес.9 ед, ; 6 дес.5 ед.; 9дес. ; 6 дес. 6 ед; набольшее двузначное число, наименьшее двузначное число.
III. Введение в тему урока.
а) На доске записаны числа 5, 10, 15
Прочитайте числа. - Установите закономерность в данном ряду чисел. (В данном ряду числа увеличиваются на 5.)
На какие группы можно разбить эти числа? (Однозначные и двузначные; круглые и некруглые.
Подумайте - какое число лишнее и почему? (5 т.к. оно однозначное).
Расскажите все, что знаете об этих числах.
Связаны ли между собой эти числа? Как? Составьте 4 числовых выражения с ними.(2 на сложение и 2 на вычитание)
Какое из этих чисел можно представить в виде суммы разрядных слагаемых?
Сегодня мы будем много выполнять таких заданий. Как вы думаете - чему мы будем продолжать учиться на уроке? (представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаем
Как вы думаете - для чего мы должны уметь это делать? (чтобы находить значения числовых выражений)
б) - Какие еще действия можно выполнить с двузначными числами? (сравнить их при помощи знаков > или <. Сравните числа 10 и 15. Это можно сделать 2 способами.
Способ первый: с опорой на числовую прямую (записана на доске). Так, 10< 15 т. к. при счете 10 называем раньше и наоборот.
Способ второй: с опорой на разрядный состав чисел: сначала обращаем внимание на старший разряд- десятки, затем (если это необходимо) - на единицы.
Таких заданий мы тоже сегодня выполним еще немало. Ребята, чему мы будем еще продолжать учиться на уроке? (сравнивать двузначные числа)
IV. Закрепление изученного.
а) Фронтальная работа по учебнику с.56 №138 (представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых), частично выносится на доску.
ФИЗМИНУТКА
1, 2, 3, 4, 5 -
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше и легко-легко подышим!
б) Работа в парах - сравнение двузначных чисел с. 56 №139
Время ограничивается, с последующей проверкой (выносится на доску, обговариваются разные варианты). Самооценка.
в) Групповая дифференцированная работа (разбиение на группы осуществляется учителем предварительно согласно уровню подготовки обучающихся).
Каждой группе предлагается карточка - на которой 3 вида заданий на сравнение:
Двузначных чисел (80...82 , 73...37, 64....46 и др.),
Двузначного числа и выражения (67- 7...60 , 46...48-1 и др.),
Числовых выражений (70+ 5...80-10 , 46-6...46-40 и др.).
Результат заранее вынесен на доску, скрыт до проверки. Проверка, оценка работы групп в целом и степени участия каждого участника.
г) Нахождение значений числовых выражений , основанных на умении представлять число в виде суммы двух слагаемых с. 56 № 143. Работа проводится устно или письменно в зависимости от оставшегося времени с взаимопроверкой или фронтально с последующей самооценкой.
V. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Чему продолжали учиться на уроке?
VI. Рефлексия.
Все ли у вас получилось? Возникали ли затруднения в процессе работы? Оцените свою работу на уроке, выбрав звездочку соответствующего цвета (принцип светофора)
Для записи чисел люди придумали десять знаков, которые называются цифрами. Это: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
С помощью десяти цифр можно записать любое натуральное число.
От количества знаков (цифр) в числе зависит его название.
Число, состоящее из одного знака (цифры), называется однозначным. Наименьшее однозначное натуральное число - 1, наибольшее - 9.
Число, состоящее из двух знаков (цифр), называется двузначным. Наименьшее двузначное число - 10, наибольшее - 99.
Числа, записанные с помощью двух, трёх, четырёх и более цифр, называются двузначными, трёхзначными, четырёхзначными или многозначными. Наименьшее трёхзначное число - 100, наибольшее - 999.
Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место - позицию.
Разряд - это место (позиция), на котором в записи числа стоит цифра.
Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит.
Разряды отсчитываются с конца числа.
Разряд единиц - это самый младший разряд, которым заканчивается любое число.
Цифра 5 - означает 5 единиц, если пятёрка стоит на последнем месте в записи числа (в разряде единиц).
Разряд десятков - это разряд, который стоит перед разрядом единиц.
Цифра 5 - означает 5 десятков, если она стоит на предпоследнем месте (в разряде десятков).
Разряд сотен - это разряд, который стоит перед разрядом десятков. Цифра 5 означает 5 сотен, если она стоит на третьем месте от конца числа (в разряде сотен).
Если в числе отсутствует какой-либо разряд, то в записи числа на его месте будет стоять цифра 0 (ноль).
Пример. В числе 807 содержится 8 сотен, 0 десятков и 7 единиц - такая запись называется разрядным составом числа .
807 = 8 сотен 0 десятков 7 единицКаждые 10 единиц любого разряда образуют новую единицу более высокого разряда. Например, 10 единиц образуют 1 десяток, а 10 десятков образуют 1 сотню.
Таким образом, значение цифры от разряда к разряду (от единиц к десяткам, от десятков к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому система счёта (счисления), которую мы используем, называется десятичной системой счисления.
Классы и разряды
В записи числа разряды, начиная справа, группируются в классы по три разряда в каждом.
Класс единиц или первый класс - это класс, который образуют первые три разряда (справа от конца числа): разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен .
Пример.
Числа | Класс единиц (первый класс) | ||
---|---|---|---|
сотни | десятки | единицы | |
6 | - | - | 6 |
34 | - | 3 | 4 |
148 | 1 | 4 | 8 |
Класс тысяч или второй класс - это класс, который образуют следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.
Пример.
Числа | Класс тысяч (второй класс) | Класс единиц (первый класс) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
сотни тысяч | десятки тысяч | единицы тысяч | сотни | десятки | единицы | |
5234 | - | - | 5 | 2 | 3 | 4 |
12 803 | - | 1 | 2 | 8 | 0 | 3 |
356 149 | 3 | 5 | 6 | 1 | 4 | 9 |
Напоминаем, что 10 единиц разряда сотен (из класса единиц) образуют одну тысячу (единицу следующего разряда: единицу тысяч в классе тысяч).
10 сотен = 1 тысячаКласс миллионов или третий класс - это класс, который образуют следующие три разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов.
Единица разряда миллионов - это один миллион или тысяча тысяч (1 000 тысяч). Один миллион можно записать в виде числа 1 000 000.
Десять таких единиц образуют новую разрядную единицу - десять миллионов (10 000 000).
Десять десятков миллионов образуют новую разрядную единицу - сто миллионов или в записи цифрами 100 000 000.
Пример.
Числа | Класс миллионов (третий класс) | Класс тысяч (второй класс) | Класс единиц (первый класс) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
сотни миллионов | десятки миллионов | единицы миллионов | сотни тысяч | десятки тысяч | единицы тысяч | сотни | десятки | единицы | |
8 345 216 | - | - | 8 | 3 | 4 | 5 | 2 | 1 | 6 |
93 785 342 | - | 9 | 3 | 7 | 8 | 5 | 3 | 4 | 2 |
134 590 720 | 1 | 3 | 4 | 5 | 9 | 0 | 7 | 2 | 0 |
ЦЕЛЬ: создать условия для введения понятия “разрядные слагаемые”.
- Учить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- Систематизировать и углубить знания учащихся о натуральных числах.
- Формировать вычислительные навыки учащихся, навык распознавания геометрических фигур.
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку. Решите задачу:
Из-за куста торчало 8 ушек. Это спрятались зайчики. Сколько их?
Учитель: Как рассуждали?
Тимур: я считал по 2 – 2 да еще 2 будет 4 ушка. Это 2 зайчика. Еще 2 да еще 2 , еще 2 зайчика. Всего 4 зайчика.
Учитель: А сколько у них лапок?
Артем: 16. Я считал так – 4+4 =8, 8+4=12, 12+4=16.
Учитель: А сколько у них хвостиков?
Учитель: Как рассуждали?
Дети: Всего ведь было 4 зайчика, значит, и хвостиков у них было 4.
Учитель: А кто охотится на зайчиков?
Дети: Лиса.
2. Актуализация знаний. Работа с числами.
Учитель: Сегодня к нам на урок пришла лиса, да необычная.<Рисунок 1 > Она сегодня поможет нам сделать открытие. Посмотрите,в лапах она держит какой-то секрет. Она приготовила вам задание. Прочитайте числа: 4,1,6,3.
Учитель: Что могут обозначать эти числа на рисунке?
Дети: 4 - круга.
3 - ромашки на платье лисы.
1 - пятиугольник, 1 цветок в лапе лисы.
6 - треугольников и маленьких, и больших…
Артем:1- восьмиугольник.
Учитель: А где на рисунке, Артем, ты нашел такую фигуру? Сможешь показать? (Артем выходит к доске, начинает считать…Насчитывает 9 сторон.)
Учитель: Как же называется такая фигура?
Артем: Девятиугольник.
Ксюша: 1 - овал. Это ротик у лисы.
Полина: 1 - треугольник.
Учитель: Какой?
Полина: На мордочке у лисы нос.
Учитель: Я правильно тебя поняла….Ты говорила о коричневом треугольнике?
Полина: Да.
Учитель: А может еще какие то числа можно найти на рисунке?
Дети: 2 - желтых круга, 2 - оранжевых…
Учитель: Что вы можете сказать об этих числах?
Дети: Числа натуральные. Числа однозначные. Числа расположены не по порядку. Пропущены числа…..Если числа вставить, то получится натуральный ряд.
Учитель: Дети, вы согласны с Артемом? Назовите числа, в каком порядке они будут идти?
(На доске делается запись 1,2,3,4,5,6)
Учитель: Эта запись является натуральным рядом чисел?
Алина: Это отрезок натурального ряда чисел.
Учитель: А как сделать так, чтобы эта запись стала натуральным рядом чисел?
Настя:Нужно поставить точки.
Учитель: Зачем?
Алина: Это будет обозначать, что числа будут идти дальше.
Учитель: О каком признаке натурального ряда вы говорили?
Настя: О бесконечности.
Учитель: Ребята, легко было выполнять задания? А хотите задание посложнее?
Учитель: Используя данные числа составьте и запишите в тетрадь двузначные числа, в которых десятков больше, чем единиц. Как поняли?
Артем: Я буду составлять числа, в которых десятков больше, чем единиц.
Учитель: Приступайте. (Дети выполняют задание в тетрадях и на доске.)
В результате проверки появляется запись: 65, 64, 61, 54, 51, 41.
Учитель: Есть другие варианты выполнения задания?
Даша: Да.Я записала числа 66, 11,44, 33.
Учитель: Ребята, что скажете о работе Даши?
Дети: Даша, ты использовала в записи одинаковые цифры, а задание было другое.
Учитель: Чем эти числа отличаются от этих?
Дети: В них есть десятки и единицы. В записи две цифры.
Учитель: Подчеркните цифры в разряде десятков одной чертой, а в разряде единиц – двумя чертами. (На доске прикрепляется карточка - разряд десятков, разряд единиц)
Учитель: Как вы думаете, это все, что мы знаем о двузначных числах? А хотите узнать? А зачем вам это надо?
Дети: - Мы будем учиться складывать двузначные числа. Это нам пригодится.
У меня брат решает такие примеры,в которых ……. надо умножить на ………. . Сначала надо узнать все про такие числа.
Учитель: Как будем это делать?
Дети: Вы нам задание приготовили.
3.Изучение нового материала. Введение понятия разрядные слагаемые.
Учитель: Постарайтесь догадаться, какое число пропущено. Раздаю листы, только по первым партам, а их всего 6.)
Ой, ребята, как быть? Листов то у меня только 6, а вас много. Как быть?
Дети: давайте работать в группах…(На листах даны равенства с, в которых пропущены слагаемые. В нескольких равенствах слагаемые разрядные. Для одной группы, в которой более слабые учащиеся, все равенства записаны в виде суммы разрядных слагаемых).
54+…=61 | 60 +…=61 |
60 + …=64 | 60 +…=64 |
59 +…=63 | 60 +…=63 |
40 + …= 43 | 40 +…= 41 |
37 + ….=41 | 40 +…=43 |
27 +…=31 | 30 +…= 31 |
Учитель: Проверьте правильность выполнения.
Учитель: А кто заметил, какая группа выполнила задание раньше всех? (Закончила работу раньше всех, как раз та группа, в которой уч-ся слабее.)
Учитель: Как вы думаете, почему?
Дети: У них равенства легче.
Учитель: А это как?
Дети: Там десятки и единицы, поэтому легче было искать пропущенные числа.
Учитель: Я правильно вас поняла, что первое слагаемое – это десятки, а второе – единицы? Что обозначает I слагаемое? А II слагаемое? Попробуйте придумать название таким слагаемым…
Дети совещаются в группах.
Учитель: Какие варианты у вас получились?
Дети: -Мы просто назвали десятки и единицы.
Мы не смогли придумать.
Мы назвали разрядные слагаемые.
Учитель: Как вы думаете, а как проверить правильность ваших ответов? Откройте учебник на с.25 , найдите на странице название таких слагаемых…. (Дети читают жужжащим чтением).
Учитель: Давайте проверим, а что же нам лисичка принесла… (Переворачивается карточка, на ней запись – РАЗРЯДНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ.)
Учитель: А кто догадался, по какой теме мы сегодня работаем?
Учитель: Покажите с помощью карточек разрядные слагаемые чисел 39 и 93.
4. Физминутка. Проводится упражнение на внимание “Парта” (Если учитель перед движением называет слово ПАРТА, то учащиеся выполняют действие, а если слово не названо или названо какое-то другое, то уч-ся движение не выполняют.)
5. Закрепление понятия разрядные слагаемые.
Учитель: Может дело в числах - они для вас легкие, и вы легко справились с заданием? С другими числами справитесь? Выполните п.4 задания № 60.
Учитель: Что будете делать?
Учитель: Мне тоже хочется поработать, я выполню задание вместе с вами на доске.(На доске делаю запись, в которой делается “ловушка”)
20 +9 =29
72+4=76
60+5=65
52+3=56
10+7=17
Учитель: Сверьте свою работу с образцом.
Учитель: Что–то лисичка наша загрустила. Может из-за задания? Как вы думаете, что нужно сделать? (Слева и справа от лисицы расположены карточки с выражениями.Например: 80+12, 32+4, 50+8, 42+10, 60+6, 50+ 14, 70+5, 80+7)
Дети: Найти суммы разрядных слагаемых.
Учитель: Приступайте.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. После выполнения задания карточки с суммами разрядных слагаемых убираются.
Учитель: А что можно сделать с оставшимися выражениями?
Предполагаемые ответы детей: Можно найти значения суммы., а можно изменить слагаемые так, чтобы они стали разрядными. Проверка выполняется по образцу.
6.Подведение итогов урока.
Учитель: Над какой темой работали на уроке?
Какое задание было самым интересным?
Самым трудным?
Учитель: Раз были трудности, предлагаю вам выполнить дома задание (оно записано заранее, но закрыто листом):
Выберите то задание, с которым вам будет интереснее работать.
2.8 Трёхзначные числа
1. Страшила записал некоторые числа в виде суммы. На какие группы можно разбить эти выражения? Какие числа записаны в виде суммы разрядных слагаемых?
Выражения можно разбить на две группы: «Суммы разрядных слагаемых» и «Обычные суммы».
«Суммы разрядных слагаемых»:
600 + 9
700 + 20 + 2
400 + 10
«Обычные суммы»:
259 + 1
340 + 1
200 + 52
Запишите в виде суммы разрядных слагаемых числа: 205, 360, 415.
205 = 200 + 5;
360 = 300 + 60;
415 = 400 + 10 + 5.
2. Прочитайте числа: 410, 700, 420, 267, 807, 268, 1 000.
410 — четыреста десять;
700 — семьсот;
420 — четыреста двадцать;
267 — двести шестьдесят семь;
807 — восемьсот семь;
268 — двести шестьдесят восемь;
1000 — одна тысяча.
Запишите их в порядке убывания. Подчеркните цифру в разряде сотен жёлтым цветом, в разряде десятков - зелёным, в разряде единиц - синим.
10 0 0; 8 0 7; 7 0 0; 4 2 0; 4 1 0; 2 6 8; 2 6 7.
Назовите соседние числа для наименьшего из чисел в этом ряду.
Наименьшее число — 267. Соседние числа для него: 266 и 268.
3. Вычислите.
260 + 5 = 265 784 — 80 = 704 500 + 99 — 1 = 598
382 — 2 = 380 805 + 90 = 895 640 — 600 + 1 =41
Страшила сказал, что среди значений этих выражений есть числа, которые записываются так: 7 с. 4 ед., 5 с. 9 д. 8 ед., 2 д. 6 с. Прав ли он? Объясните, как записываются числа семьсот четыре и семьсот сорок. Почему они так записываются?
Страшила прав не до конца. Числа 704 и 598 есть, а числа 620 — нет.
704 — 7 с, 0 д, 4 ед;
740 — 7 с, 4 д, 0 ед.
Назовите ряд натуральных чисел от 598 до 610.
598, 599, 600, 601, 602, 603, 604, 605, 606, 607, 608, 609, 610.
4. Выразите
а) в миллиметрах: 5 дм, 7 дм 4 см;
б) в метрах: 800 см, 600 см;
в) в дециметрах: 90 см, 320 см;
г) в кубических дециметрах: 1 м³.
а) 5 дм = 500 мм; 7 дм = 700 мм; 4 см = 40 мм.
б) 800 см = 8 м; 600 см = 6 м.
в) 90 см = 9 дм, 320 см = 32 дм.
г) 1 м³ = 1000 дм³.
3. Выберите схему и решите задачи.
а) Гудвин получил 47 писем от доброй волшебницы Виллины и 39 писем от доброй волшебницы Стеллы. Сколько новостей сообщила Гудвину Виллина, если в её письмах на 16 новостей больше, чем в письмах Стеллы, и в каждом письме волшебниц новостей поровну?
Решаем по схеме б).
47 + 39 = 8 (писем) — на столько больше от Виллины.
16: 8 = 2 (новости) — в каждом письме.
2 47 = 94 (новости) — всего сообщила Гудвину Виллина.
Ответ: 94 новости.
б) Длиннобородый солдат Дин Гиор каждое утро достаёт почту из трёх почтовых ящиков. В первом ящике 3 отделения, во втором 6, а в третьем 9. Во всех этих ящиках помещается 90 посылок. Сколько посылок помещается в каждом почтовом ящике, если в каждом отделении ящика посылок помещается поровну?
Решаем по схеме а).
3 + 6 + 9= 18 (отделений) — во всех ящиках.
90: 18 = 5 (посылок) — в одном отделении ящика.
5 3 = 15 (посылок) — в первом ящике.
5 6 = 30 (посылок) — во втором ящике.
5 9 = 45 (посылок) — в третьем ящике.
Ответ: 15, 30, 45 посылок.