Библейский миф о потопе читать. Когда был Всемирный потоп? Библейская история

Всемирный потоп - это чудовищная катастрофа, последствием которой стало затопление водой всей планеты, включая горы. Вода прибывала не только за счет непрекращающегося 40 суток дождя, но прежде всего, по причине окрытия гигантских подземных источников.

Всемирный потоп как предчувствие

Сотворение мира в плане Божьем предполагало всеобщую гармонию. Мир, сотворенный Богом, был совершенен. Вся природа находилась в равновесии, а люди были бессмертны и не знали никакой нужды. Однако из-за грехопадения человека все изменилось: и люди, и их окружающий мир. Вместе с грехом в жизнь человечества вошло зло. Страшным результатом греха стало убийство Каином своего брата Авеля к ужасу их родителей - Адама и Евы. Рождающиеся в последующем поколения людей разделились: одни чтили своего Создателя и старались делать добро, другие же пренебрегали Его заповедями и творили зло. Род благочестивых людей происходил от третьего сына Адама и Евы - Сифа, нечестивое же поколение брало свое начало от Каина. Цивилизация Каина преуспела в материальной деятельности (они построили города, добились успехов в освоении ремесел), но духовное ей было совершенно чуждо. В те времена продолжительность жизни людей могла превышать 900 лет, так как природные условия все еще отражали великолепие первоначально сотворенного мира. Но все свои интеллектуальные и физические возможности человечество направило во зло. Грех все больше и больше умножался, и даже потомки верного Богу Сифа постепенно стали подобными остальным. Прошло чуть более 1500 лет со времени сотворения Адама и Евы, и только одно семейство осталось верным Богу - праведного Ноя. Человечество уверенно приближалось к страшной катастрофе - Всемирному потопу.


Видя крайнюю испорченность этого общества, Господь все же дает ему возможность исправления и фактически предупреждает человечество, когда на глазах у всех строится . Он произносит слова последнего предупреждения: “…не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет” (Быт.6:3). Это было время, данное для подготовки Ною и его семье к Всемирному потопу, а также призыв остального человечества к раскаянию. Библия не сообщает подробности злодеяний, результатом которых стал Всемирный потоп, но очевидно, что это было неисправимое зло: “…И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время” (Быт.6:5). В таком ходе событий какую-то особую роль сыграли таинственные исполины, произошедшие от брачных союзов “дочерей человеческих” и “сынов Божиих” (Быт.6:1-4). У исследователей Библии нет единого мнения по этому вопросу, однако некоторые из них считают первопричиной Всемирного потопа именно злых исполинов. Ной и его семья оказались единственными людьми, не поддавшимся всеобщему безумию. За верность истине Господь открывает Ною будущее: неизбежный Всемирный потоп, однако и путь к спасению от него Ноя с семьей, а через Ноя и всего будущего мира. Бог дает праведнику проект гигантского трехярусного ковчега, способного взять на борт Ноя с его женой, а также его сыновей (Сима, Хама, Иафета) с женами, а также многочисленных живых существ по паре: “И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут” (Быт.6:17-19).

Библия - Всемирный потоп

В то время дожди не шли, а Земля орошалась паром, поэтому поверить в дождь, или, тем более, - во Всемирный потоп было очень трудно. Ной поверил безоговорочно и построил ковчег, сделав все, что ему было сказано Богом. Такое масштабное строительство, как ковчег, не могло остаться незамеченным окружающими, однако, судя по результатам, Ною никто не поверил - люди продолжали жить по-прежнему. Но наступило назначенное время, и Ной с семьей вошли на борт ковчега, а с ним по слову Господа - животные, птицы и пресмыкающиеся. Через семь дней после этого пришел Всемирный потоп, в возможность которого человечество не поверило. Библия сообщает, что открылись все “источники бездны”, и “окна небесные” отворились. Какая видимая причина вызвала такую катастрофу, неизвестно: астероид, комета или что-то другое, но это привело к появлению трещин в земной коре (следы которых существуют и в настоящее время по всей Земле), и извержению на поверхность лавы и гигантского количества воды. Одновременно с неба пошел ливень непостижимой силы. Как говорит Библейский текст дальше, дождь продолжался сорок суток, а прибывала из недр Земли в целом сто пятдесят дней. Вода Всемирного потопа поднялась до такой степени, что покрылись все вершины гор (которые в те времена могли быть и не такими высокими, как сейчас). Все живое, движущееся по суше и по воздуху, погибло.

По окончании ста пятидесяти дней Всемирный потоп остановился, и вода стала убывать, а на седьмом месяце ковчег остановился на Араратских горах. В первый же день показались вершины гор. Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, который улетал и прилетал до тех пор, пока не появились участки суши. После этого Ной выпустил голубя, которого трижды выпускал, и только через четырнадцать дней голубь не возвратился, что говорило о высыхании земли. Когда стало возможным выйти из ковчега, Бог сказал Ною, чтобы он вывел всех находящихся в ковчеге на землю, - им предстояло возродить мир заново. Пережив страшные дни Всемирного потопа, Ной, в знак глубокой благодарности Богу за чудесное спасение, совершил жертвоприношение: “И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых…” (Быт.8:20). Увидел Господь благодарное сердце Ноя и принял решение: никогда больше не повторять Всемирного потопа, так как зло человеческого сердца кроется в его молодости и неопытности. Сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь больше не прекратятся до скончания века.

Бог Мардук

Похищение Европы

Страна Синаар

Генри Морган – пират, ставший вице-губернатором

Cнежный человек в глыбе льда

Сенсационное сообщение о том, что снежный человек существует на самом деле, сделали американские ученые. Согласно их заявлениям, они обладают телом...

Мистический бог Тотек

В мифологии ацтеков - божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, ...

Падение Витимского метеорита

У нас в мире есть очень много красивых мест. Всех, кто направляется в Витим Иркутского района, ждет бонус – показ реликвии местных...

О дачном отоплении

Система отопления дачного домика не столь сложна, как аналогичная инженерная коммуникация строения, в котором хозяева планируют жить постоянно. Тем не менее, ...

Кто такая мавка

Мавка - разновидность мифического существа у некоторых славянских народов. Мавки выглядят в виде девушек и детей в длинных рубахах, но со...

Кратко о статье: Наступление апокалиптического 2012 года взбудоражило фантазию писателей и режиссёров, сочиняющих сценарии конца света. Один из самых любопытных, незаслуженно мало представленный в искусстве, - Всемирный потоп и, возможно, последующее выживание в затопленном мире. «Мир фантастики» уверен: новая жизнь старой легенды ещё впереди!

Кругом вода

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП


Чтобы вам стало ясно, зря нам не спорить чтоб,
Вспомните про ужасный, про мировой потоп.
Страшный ужасный ливень всё затопил тогда...
Губит людей не пиво - губит людей вода!
Песня из фильма «Не может быть»


2012 год наступил, и поклонники роковых дат и цифр замерли в ожидании: грядёт ли Апокалипсис? А если грядёт, то каким он будет? Среди всех возможных версий конца света одна из наиболее правдоподобных (в свете данных о глобальном потеплении) - затопление всей суши или, по крайней мере, её части. То есть Всемирный потоп, который, согласно легендам, уже когда-то был. Давайте вспомним, что мы о нём знаем и насколько верны эти легенды.

ОТ ШУМЕРОВ ДО ИНДЕЙЦЕВ

Миф о Всемирном потопе - бродячий сюжет, встречающийся у самых разных культур практически в неизменном виде. Однажды бог (или боги) гневается на человечество, разверзает хляби небесные, и всё живое погибает под водой. Кроме горстки тех, кому предназначено вновь возродить род людской, потому что бог (или боги) сердитый, но отходчивый. Во многих версиях мифа эти спасённые помогают восстановить погибшую флору и фауну, так как захватили с собой на корабль или иное убежище представителей всех биологических видов. Заканчивается это всеобщим примирением божественного и человеческого. С предупреждением: если люди будут себя плохо вести - повторение водного шоу неминуемо.

Об этом рассказывали древние шумеры и их наследники - аккадцы и вавилоняне, жители Сирии и Палестины, Индии и Вьетнама, Индонезии и Филиппин, Австралии и Полинезии. Даже мифы индейских племен, от Аляски до Огненной Земли, повествуют о том же самом. При этом легенд о потопе нет в фольклоре Европы (кроме Греции, Уэльса, Литвы и некоторых цыганских племён), большей части Азии и Африки. Почему так - отдельная история, к которой мы вернёмся, когда будем говорить о гипотезах происхождения мифа.

Самая древняя его вариация - шумерская, известная из эпоса о Гильгамеше, одного из самых ранних литературных произведений в истории человечества. Главный герой поэмы отправляется странствовать по свету в поисках травы бессмертия. На краю земли Гильгамеш встречает царя Утнапиштима (его имя означает «нашедший жизнь долгих дней»), того самого «допотопного» героя, спасшегося от гнева богов. Те по непонятным причинам поклялись уничтожить человечество. Только бог Эа, в обход данной клятвы, предупредил Утнапиштима о грядущей катастрофе и показал ему чертежи корабля, который нужно построить, чтобы спастись. На корабль наш герой погрузил свою семью, имущество, зверей и птиц, а также мастеров-ремесленников, чтобы сохранить ремёсла и после потопа. Боги наслали бурю, которая бушевала семь ночей и шесть дней и только на седьмой день утихла, дав возможность кораблю Утнапиштима пристать к вершине горы. Трижды выпускал он различных птиц, чтобы те выяснили, не сошла ли вода, и только третья птица - ворон - не вернулась, потому что нашла сухую землю. После потопа Утнапиштим принёс жертвы богам, а те подарили ему и его жене бессмертие.

Считается, что рассказ Утнапиштима - вставка раннего, самостоятельного произведения в более позднее и масштабное. Эту гипотезу подтверждают тексты шумерской и аккадской историй о потопе, обнаруженные позже эпоса о Гильгамеше. Главного героя в них зовут соответственно Зиусудра или Атрахасис (эти заковыристые имена означают то же, что и Утнапиштим). Записи второй легенды сохранились лучше, и из неё стало известно, за что боги решили уничтожить людей. Оказывается, людей стало слишком много и они... слишком громко шумели, досаждая богам на небе! Вот такой демографический кризис по-аккадски. Если бы древние боги действительно существовали, к началу третьего тысячелетия они должны были и вовсе оглохнуть, так что сторонники версии второго Всемирного потопа могут быть не так уж и неправы.

Аналогичную легенду рассказывали и в Вавилоне. А библейская история Ноя с его ковчегом вообще практически повторяет её слово в слово. Разница только в одном: в легенде появляется нравственный мотив. Согласно Ветхому Завету, бог Яхве (Элохим) решил уничтожить человечество, потому что оно совершило слишком много грехов, а Ной был единственным праведником. Именно эта версия легенды стала канонической, оставив в нашем языке выражение «всякой твари по паре» (именно столько животных взял на свой ковчег Ной) и слово «допотопный».

СМЕЮЩАЯСЯ ЛЯГУШКА

Легенды о потопе у разных народов расходятся в небольших деталях - и в степени их экзотичности. Причиной наводнения часто называют нарушение того или иного табу - например, запрета поедать змей или определённый вид рыбы. Самая весёлая версия легенды - у одного австралийского племени. Аборигены рассказывают, что однажды некая лягушка проглотила всю питьевую воду на земле. Чтобы заставить её отдать всё обратно, другие звери решили её рассмешить - и несколько перестарались.

Есть разные версии, откуда взялось такое количество воды. Среди причин указываются не только ливень, как в ближневосточных легендах, или обильный снег, как у некоторых североа-мериканских индейцев, но и разлив моря, и вырвавшиеся на поверхность подземные воды. Количество выживших людей тоже разное: то это одна пара, то несколько, то семья или целое племя, а временами даже один человек. Аборигены острова Борнео, например, рассказывают, что потоп пережила только одна женщина, которая стала рожать детей от... сверла для добывания огня.

Любопытные подробности грехопадения приводит апокрифическая Книга Еноха. Согласно ей, человечество с пути истинного совратили исполины - потомки от браков ангелов со смертными женщинами. Именно они повинны в войнах, социальном неравенстве, появлении чёрной магии и других непотребных деяниях.

Свой потоп был у древних греков, и даже не один: в разных источниках упоминаются от двух до «множества». Самый известный - Девкалионов потоп, от которого спаслись только сын мятежного титана Прометея Девкалион и его жена Пирра. Им помогли не боги, а сам Прометей, рассказавший сыну, как построить корабль. После того как вода схлынула, они по совету речной богини Фетиды восстановили человечество весьма оригинальным способом: бросая себе за спину камни. Те, которые кидал Девкалион, становились мужчинами, а брошенные Пиррой - женщинами. Ещё в одной легенде говорится, что спаслись не только они, но и жители целого города Парнаса, потому что его основатель, сын Посейдона Парнас, владел искусством предсказания. Считается, что гнев древнегреческих богов вызвали человеческие жертвоприношения, которые Зевс не желал принимать.

В индуистской мифологии при потопе спаслась не пара людей, а всего один - Вайвасвата, один из Ману (родоначальников человеческого рода). Жена для него родилась из принесённой им жертвы. А вот зороастрийцы верят, что при потопе (который то ли был давным-давно, то ли ещё будет) лучше всего спасаться не на кораб ле, а в специально построенном убежище, где следует собрать людей, животных и растения.

Многие народы, знакомые с мифом о потопе, считают, что катастрофа рано или поздно повторится и спасутся опять-таки лишь немногие. В одном полинезийском племени даже держали специальные спасательные лодки «на случай потопа». Словом, идея гибели и последующего возрождения человечества из-за большого количества воды, похоже, прочно прописана в нашем коллективном бессознательном. Откуда она там взялась?

ВЕЛИКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ПОТОП

Есть большой соблазн привести все истории о потопе к одному знаменателю и объявить, что такая катастрофа действительно была в истории человечества, и настолько глобальная, что запомнилась во всём мире. Подобные трактовки, похожие на сценарий голливудского блокбастера, бывают не менее экзотичны, чем некоторые мифы о потопе. Одна из них, активно тиражируемая книгами и сайтами вроде «Великие тайны и загадки Земли», гласит, что Всемирный потоп был вызван столкновением Земли с Луной. Якобы наш спутник изначально был ядром погибшей планеты Фаэтон, захваченным гравитационным полем Земли. Столкновение двух космических тел вызвало цунами и наводнения по всей планете, а попутно - гибель то ли динозавров, то ли Атлантиды; здесь авторы гипотезы путаются в показаниях. Идея, конечно, шикарная, жаль - не подтверждённая никакими научными данными.


Фантастической кажется и гипотеза, что вода, затопившая планету, пришла из её недр - из загадочных океанов, заключенных в глубинах земной мантии. Само существование таких океанов - только версия, хотя и основанная на данных сейсмографов со всего мира. Выдвинул ее американский исследователь Майкл Вайсешн. Всемирный потоп в этом случае мог выглядеть как неожиданный прорыв горячих вод из-под земной коры. Уровень океана поднялся, а водяной пар сконденсировался в атмосфере, и ливни довершили дело.


Более правдоподобна гипотеза Уильяма Райана и Уолтера Питмена из Колумбийского университета. По их мнению, в легенде о Всемирном потопе отразился глобальный подъём уровня мирового океана из-за таяния ледников. При этом пострадали в основном люди, жившие на берегах морей и в дельтах крупных рек, - а именно в таких местностях обычно рассказывали мифы о потопе. Эту версию подтверждают исследования берегов Чёрного моря: около 5500 года до нашей эры его уровень довольно быстро поднялся примерно на 50 метров, а площадь увеличилась примерно в полтора раза.

По другой версии, всё гораздо проще. Раз о потопе рассказывают не во всём мире, значит, и были эти наводнения не везде и не одновременно. По крайней мере, насчёт древнешумерского потопа можно точно сказать, что он был локальным. При раскопках древнего города Ур в 1927 году был обнаружен 20-метровый слой явно наносной глины без каких-либо следов человеческого присутствия, что может говорить о масштабном наводнении, вызванном многодневным ливнем. Археолог Леонард Вуллей, руководивший раскопками, сделал смелое предположение, что Утнапиштип, он же Ной, мог быть историческим лицом, вовремя принявшим меры по спасению своего племени от потопа. Вообще разливы Тигра и Евфрата не редкость: их следы не раз обнаруживали при раскопках. Правда, происходили они в разное время. Но мифологическое мышление не знает исторического отсчета лет, а родной город с окрестностями действительно был для древнего человека всем миром. Так что мифы разных народов могли отражать реально случавшиеся в данной местности наводнения или цунами. Непонятно только, почему, в таком случае, мифа о потопе нет в Японии, где цунами - в порядке вещей.

Наконец, легенды могут и вовсе не отражать никакой реальной истории, а быть своего рода «научной гипотезой». Фольклористы, собиравшие сказания Полинезии, обращали внимание, что аборигены показывали им как доказательство реальности потопа отпечатки морских моллюсков, обнаруженные на вершинах гор. Древнеримский автор Тертуллиан тоже рассматривал подобные находки как подтверждение библейского мифа. Сейчас нам известно, что геологические преобразования земной коры - процесс медленный. Но ещё в XIX веке, до Дарвина, одной из ведущих научных теорий была «теория катастроф», объясняющая все изменения в природе глобальными катаклизмами. Свой «катастрофизм», похоже, был и у древних людей: постепенное, эволюционное изменение в их головах не укладывалось, поэтому они сочиняли красочные легенды. А к легендам часто добавлялась мораль о недопустимости нарушения табу и этических норм, потому что они установлены богом (или богами) и их несоблюдение может вызвать гнев небес.

СУЕТА ВОКРУГ КОВЧЕГА

Зрелищная, наглядная и с доступной моралью, легенда о Ноевом ковчеге всегда была в первой пятёрке самых популярных ветхозаветных историй. Её любили изображать художники, а вот писатели не очень: в конце концов, мало что можно добавить к этому сюжету. Разве что чуть-чуть поглумиться над ним - уже в ХХ веке, когда это стало возможным.

ЧТО НАМ СТОИТ КОВЧЕГ ПОСТРОИТЬ?

В аккадской легенде об Атрахасисе, прототипе Ноя, описывается круглое судно, сплетённое из тростника, - по сути, огромная корзина. Само же слово «ковчег» означает «ящик», а не «корабль». Так что, судя по всему, он не был предназначен для целенаправленного плавания. Он нужен был, чтобы переждать потоп, неуправляемо болтаясь на волнах. Именно такой ковчег описывает и рассказ Утнапиштима: нечто вроде огромной шестиэтажной коробки.

О том, что художники, изображавшие Ноев ковчег кораблём, были неправы, писал ещё Марк Твен (между прочим, лоцман по профессии): «Конечно, плавать такой ковчег никуда не мог. На нём не было ни руля, ни парусов, ни компаса, ни помп, ни карт. Нигде не упоминаются лотлини, якоря, лаги или какое-нибудь другое оборудование, столь необходимое каждому кораблю».

Но как он строился? В Библии указаны все необходимые сведения, переданные Ною лично богом Яхве, и современным исследователям не составило труда это вычислить. Ковчег должен был быть трехъярусным, длиной 133,5 метра, шириной 22,25 метра, высотой 13,35 метров, и обладать грузоподъемностью 15-20 тысяч тонн. На постройку требовалось 37 200 кубометра древесины загадочного дерева гофер (не то кипарис, не то кедр), которую еще надо было заготовить и привезти, притом что в Месопотамии дерево ценилось на вес золота. Как пророк со всем этим справился? У читателей Библии вопросов не возникало: с Божьей помощью, конечно.

В одной из глав романа Джулиана Барнса «История мира в 10 ? главах» повествование ведётся от имени личинки червя-древоточца. Этот вид насекомых не взяли в ковчег, сочтя вредителями. Но несколько героических червяков всё же пробрались на борт, чтобы отравлять людям жизнь и в прекрасном новом «послепотопном» мире. Тема Всемирного потопа, стихии и спасения от неё проходит через всю книгу: тут и поиски ковчега на горе Арарат, и пираты-террористы, и путешествие в глубины джунглей по тропической реке, и история печально знаменитого плота «Медуза». А в последнем романе Жозе Сарамаго «Каин» одноимённый главный герой попадает на Ноев ковчег, чтобы в конце концов стать причиной смерти последних людей на земле, - Сарамаго беспощаден к человечеству.

Сценарию истории про Ноев ковчег следует Роланд Эммерих в масштабном фильме-катастрофе «2012». Библейскую гиперболу, что вода покрыла землю «выше самых высоких гор», он трактует буквально - гигантское цунами захлёстывает Гималаи. Есть в этой истории и гигантские корабли-ковчеги, которым удаётся спасти больше людей, чем библейскому. Есть даже персонаж по имени Ной (Ноа) - сын главного героя.

Создателей комедии «Эван Всемогущий» никак нельзя упрекнуть в эммериховском пафосе. Они, однако, буквально следуют библейской легенде: Бог является к конгрессмену Эвану и велит ему построить ковчег. Все окружающие дружно насмехаются над «новым Ноем». Насмешкам способствует и то, что Бог настоял на «аутентичном» виде строителя: древний балахон и длинная борода. К счастью, вместо всемирного потопа здесь происходит локальный, хотя и потенциально очень опасный.

ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО КОВЧЕГА

Ной причалил к горе Арарат - ныне это территория Турции. При таком точном указании места неудивительно, что кладоискатели обшаривали склоны Арарата ещё с IV века нашей эры, - ведь в Средние века Библия считалась настоящим учебником истории. Марко Поло уверенно писал: «В этой стране, Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться».

В 1893 году американец Джон Джозеф тщетно просил у турецкого правительства разрешения на вывоз из страны Ноева ковчега с целью… представить его на Всемирной выставке в Чикаго. Надо заметить, что еще до этой истории Джозеф лечился в психиатрической лечебнице - не из-за ковчега, а потому что именовал себя принцем Нури и архиепископом Вавилона. Есть легенда, будто в 1916 году русский лётчик Владимир Росковицкий увидел ковчег с воздуха. И будто в этом же году Российской империей была снаряжена экспедиция, которая якобы отыскала ковчег и сделала множество снимков, но все они - какая незадача! - были утрачены во время революции. Впрочем, само существование лётчика Росковицкого не подтверждено документами.

Многие исследователи отождествляют библейские «горы Араратские» с Армянским нагорьем в целом, где находилось древнее государство Урарту. Здесь, тридцатью километрами южнее Арарата, в 1957 году с воздуха был сфотографирован объект, напоминающий по форме корабль. Правда, большинство ученых считает, что он имеет естественное происхождение. Пытались искать Ноев ковчег и в Иране. Экспедиция американского Института библейских археологических поисков и исследований объявила, что нашла ковчег, но не представила документальных свидетельств.

В 1993 году некий Джордж Джаммал демонстрировал на американском телевидении кусок дерева - якобы обломок ковчега. Позже оказалось, что это был специально обработанный кусок железнодорожной шпалы. Последнее «явление ковчега народу» состоялось в 2009 году, когда китайско-турецкая экспедиция обнародовала видеосъёмку некоего огромного деревянного объекта, вмёрзшего в лёд. Но исследователи отказались сообщать место съёмки, что лишило их находку всякого научного смысла. Если Ноев ковчег существовал, то он определённо ещё ждёт своего Индиану Джонса.

Писатели и режиссёры особенно любят топить и разрушать Японию, которая и в реальности постоянно страдает от землетрясений и цунами. Саке Комацу в романе «Гибель дракона» описал, как его родина уходит под воду в результате вулканической активности. По мотивам его романа снят фильм-катастрофа «Япония тонет», а также пародийная лента «Весь мир, кроме Японии, тонет», в которой гибнут все остальные страны света, что приводит к нашествию в Страну восходящего солнца не очень любимых там «гайдзинов» (иностранцев).

Финал фильма Стивена Спилберга «Искусственный интеллект» демонстрирует мир, который уже пережил Всемирный потоп: человечество уничтожено, земля покрыта водой, и оставшегося «в живых» маленького робота спасают другие роботы. А в комиксе и фильме «Небесный Капитан и мир будущего» от потопа и вовсе не осталось следа. Зато есть космический корабль, исполняющий роль ковчега с животными и учёными, после отлёта которых Земля должна быть уничтожена. Этого, благодаря главным героям, не происходит.

Образ Ноева ковчега стал отправной точкой для целого фантастического поджанра под условным названием «звёздный ковчег». Действие таких произведений разворачивается внутри огромных космических кораблей, которые летят к далёким звёздам уже много столетий, поэтому внутри них успела сформироваться собственная культура. Один из самых известных образцов - роман Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной».


Легенда о Всемирном потопе, в силу своей известности, давно рассыпалась на мелкие детали и намёки, смысл которых хорошо понятен всем, кто знаком с Библией хотя бы в пересказе. Так, многодневный дождь в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» должен напомнить то самое стихийное бедствие, с которого начался потоп. Да и город из «Гадких лебедей» братьев Стругацких, в котором всё время идёт дождь, тоже производит апокалиптическое впечатление. И действительно, город в финале будет буквально смыт этим дождём.


ОСТРОВА В ОКЕАНЕ

А если всё-таки быть оптимистом и представить, что человечеству даже Всемирный потоп не стал помехой, чтобы жить дальше? Подумаешь, вместо земли теперь вода - какие мелочи! Будем жить на кораблях, каждый из которых - практически ковчег. Да и на немногочисленных оставшихся островках суши тоже можно неплохо обустроиться. Любители водных просторов наверняка найдут такой вариант постапокалипсиса весьма романтичным.

Такая разновидность мира после катастрофы была бы, наверное, очень популярной, если бы не коммерческая неудача фильма, ставшего эталоном Земли после потопа. Речь, конечно, о скандально известном и культовом «Водном мире» Картина мира, погрузившегося под воду после таяния полярных льдов, впечатляет размахом. Люди живут на кораблях и в плавающих деревнях посреди океана, а более всего здесь ценятся растения, почва и пресная вода. Что до легендарной суши, то её поиски - нечто вроде поисков Святого Грааля. Своей «грязной» стилистикой и брутальным сюжетом «Водный мир» напоминает «Безумного Макса». Однако ему повезло в прокате гораздо меньше: фильм собрал очень небольшую кассу в США (хотя и весьма приличную - по миру, а также хорошо продавался на видеоносителях), был номинирован на четыре «Золотых малины» (досталось даже Кевину Костнеру) и получил неважные отзывы критиков. Видимо, поэтому водная сага так и не была продолжена, да и вкладываться в аналогичное кино у продюсеров желания не возникло. Жаль, идея была многообещающая.

«Водный мир» был далеко не первым представителем «водного постапокалисиса». В сюрреалистическом романе Джеймса Балларда «Затонувший мир» конец света наступает постепенно: ледники медленно тают, города погружаются под воду один за другим, заставляя людей перебираться вглубь континентов, в жаркие влажные джунгли.

Подростковый роман Джулии Бертанья «Водный мир» не имеет к фильму никакого отношения, хотя тоже повествует о выживании человечества в эпоху таяния льдов. Человечество здесь делится на обитателей гибнущих островов и обеспеченных жителей высокотехнологичных плавучих городов Верхнего мира, в которых царит тоталитаризм. Разумеется, «счастливчики» не желают пускать к себе чужаков. И разумеется, достаточно одной маленькой храброй девочки (напомню, книга подростковая), чтобы дать человечеству новую надежду.

Каким будет мир после водного апокалипсиса? Фантастика даёт на этот вопрос два противоположных ответа. Например, в книге Вадима Еловенко «Мы - силы» люди затопленного мира вступают в смертельную схватку за оставшиеся ресурсы, и общество погружается в хаос. А вот у Яны Дубинянской в «Глобальном потеплении» ничего катастрофического не происходит. Да, на территории бывшего СССР из-за глобального потепления царит страшная жара, на Соловках теперь модный курорт, а Украина наполовину затоплена. Но война начнётся не из-за этого, а из-за обнаруженной где-то в Черном море загадочной «капсулы всеобщего счастья».

Легенда о Всемирном потопе растворена в нашей культуре до такой степени, что, кажется, уже почти не интересует писателей и режиссёров сама по себе. Возможно, мода на постапокалипсис заставит их, затерев до дыр все возможные вариации фантастических миров, вернуться к водному. Ведь в этом сюжете, помимо смертей и ужасов, есть ещё и своеобразная жуткая красота. Не случайно один из лучших «Всемирных потопов» в живописи принадлежит великому маринисту Айвазовскому.

Основным источником знаний о Всемирном потопе для большинства является Библия. При этом отсылки к ней со стороны верующих выглядят более менее нормально. Отсылки же к Библии со стороны альтернативно одаренных личностей выглядят уже смешными - ведь те же личности утверждают что Библия является фикцией, но уверенно подгоняют свои "факты" именно под нее.

Предлагаю расширить кругозор, и показать еще немного существующих мифов о Великом потопе у разных народов мира. В данной статье речь будет идти только про мифы, без данных археологии и других наук.

Всемирный потоп. Библейская версия.
«…Спустя семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца, в этот день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей… И было наводнение сорок дней на земле, и умножилась вода, и подняла ковчег и он возвысился над землей. И усиливалась вода и весьма умножилась на земле, и плавал ковчег на поверхности вод. И вода усилилась чрезвычайно на земле, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся на земле: и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих, все, что на суше, умерло. И истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов и птиц небесных, истребились они на земле: остался только Ной и что с ним в ковчеге. И усиливалась вода на земле сто пятьдесят дней. И вспомнил бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. И возвращалась вода с земли постепенно, и стала убывать вода по прошествии ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. И вода постепенно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.»

Так рассказывает о всемирном потопе священная книга христиан и иудеев. И, если переводить ее свидетельства на язык современных наук о Земле, мы получим следующую картину.

Первое: причина катастрофы. Согласно Библии причиной был гнев божий, обрушившийся на окончательно развратившееся человечество. История религии, мифоведение, фольклористика дают нам множество примеров того, как стихийные бедствия, вроде засухи, извержения вулкана, землетрясения, наводнения, трактовались как «кара божья». Стало быть, речь идет о природном явлении, истолкованном создателями Библии в полном соответствии со своим мировоззрением.

Второе: механизм потопа. Вероятно, понятно, что причиною потопов нашего столетия были различные явления природы. Это и землетрясения, порождающие гигантские волны цунами, и весенние паводки, связанные с таяньем снега, и ураганы, и штормы, нагоняющие воды моря в устья рек и на низменные берега, и проливные дожди, и прорывы плотин. Согласно Библии «разверзлись все источники великой бездны» и «окна небесные отворились». Трактовку «отворенных небесных окон» дать нетрудно: речь идет, очевидно, о ливневых дождях. Как понимать разверзшиеся «источники великой бездны» — вопрос спорный. Это могут быть и волны цунами, и нагнанные ураганом воды, и штормовая волна.

Третье: темпы потопа. В Библии говорится, что «было наводнение сорок дней». Однако через шесть фраз утверждается, будто вода «усиливалась на земле сто пятьдесят дней». Возможно, здесь мы имеем дело с какой-то ошибкой или опиской, ибо еще дальше, через две фразы, говорится о том, что «возвращалась вода с земли постепенно, и стала убывать вода по прошествии ста пятидесяти дней». Так что, вероятнее всего, «сорок дней» — это время нарастания потопа, прибывания вод, а «сто пятьдесят дней» — время продолжительности его, время высокого стояния воды.

Четвертое: прекращение потопа. Причиной того, что потоп прекратился, Библия считает то обстоятельство, что бог «вспомнил о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге». Технология описывается более реалистично: «закрылись окна небесные», так же как и «источники бездны», воды остановились, ибо «навел бог ветер на землю» и «перестал дождь». Вода потопа «постепенно убывала до десятого месяца» (по другому же варианту; вода спала всего лишь за три недели).

Пятое: уровень воды при потопе. Тут Библия сообщает буквально следующее: водой «покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом», причем вода над ними поднялась «на пятнадцать локтей», то есть семь с половиною метров.

Шестое: масштаб потопа. Затоплению подверглась вся земля, включая «все высокие горы». Суша осталась только «на горах Араратских», где и остановился со своим ковчегом благочестивый Ной.

Седьмое: причиненный ущерб. «Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов и птиц небесных». Погибли все, «остался только Ной и что с ним в ковчеге».
А в ковчеге, помимо Ноя, были «сыновья его и жена его и жены сынов его… и (из птиц чистых и птиц нечистых) из скотов чистых и из скотов нечистых (и из зверей) и из всех пресмыкающихся по земле» по одной паре (по другому варианту, по одной паре было взято живых существ нечистых, а чистых — по семи пар).

Восьмое: датировка потопа. В Библии говорится, что потоп начался «в шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца». Как соотнести эту дату с той хронологией, которой пользуемся мы? Из Библии известна дата «сотворения мира», там приведена генеалогия различных персонажей и названы сроки их жизни. И в средние века, и в Новое время, и по сей день верующие христиане и иудеи, так же как и неверующие ученые, спорят о «точке отсчета», благодаря которой можно было бы сопоставить библейскую шкалу времени с современной. Вот почему мы имеем несколько разных датировок времени всемирного потопа, о котором повествует Библия.

Некоторые авторы называют 2501 год до н. э. Другие, опираясь на хронологическую систему, разработанную английским архиепископом Ушером, датируют потоп 2349 годом до н. э. 3553 год до н. э. называет православный богослов, скрывшийся под псевдонимом Ф. Р. Согласно же выкладкам, опирающимся на хронологические данные греческого перевода Библии — Септуагинты («Семьдесят толковников»), всемирный потоп имел место в 3213 году до н. э. Таким образом, разброс датировок, несмотря на то, что он довольно-таки велик (от 3553 до 2349 года до н. э.), ограничивает время катастрофы IV-III тысячелетиями до н. э.

Всемирный потоп. Эпос о Гильгамеше.
Ради справедливости, стоит отметить, что некоторые фольк-хисторики знакомы и с этим эпосом.

Человеческая цивилизация заново открыла для себя "Эпос о Гильгамеше" в 1872 году, когда Джордж Смит, разбирая привезенный материал с раскопок Ниневии, столицы Ассирии, обнаружил табличку на которой было написано следующее:

У горы Ницир корабль остановился,
Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться.
Один день, два дня гора Ницир держит корабль,
не дает качаться.
Пять и шесть гора Ницир держит корабль,
не дает качаться.
При наступлении дня седьмого
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно.

Возраст глиняной таблички явно превосходил возраст Библии, поэтому Смит приложил все усилия, чтобы разыскать остальные таблички, относящиеся к данному тексту. Что-то он нашел среди привезенного материала...
И тайну богов расскажу тебе я.
Шуруппак — город, который ты знаешь,
Что лежит на берегу Евфрата;
Этот город древен, близки к нему боги.
Задумало сердце богов великих потоп устроить…

А за чем-то пришлось и организовывать еще одну экспедицию к месту раскопок. В итоге набралось еще 384 глиняных таблички с другими частями текста.

Во главе с грозным Энлилем держат совет боги: они решают наслать потоп на род людской. Благоволящий к людям бог Эа посылает Утнапиштиму вещий сон, в котором повелевает:
Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу!
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь.
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною.
Как Океан, покрой его кровлей!

Утнапиштим созывает «весь край», и по его приказу строят корабль, размерами соперничающий с Ноевым ковчегом: «треть десятины площадь, борт сто двадцать локтей высотою, по сто двадцать локтей края его верха». Когда же корабль был готов, то, как говорит Утнапиштим Гильгамешу:
Нагрузил его всем, что имел я.
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.

В назначенное богами время утром хлынул ливень, ночью — «хлебный дождь», и страшно было глядеть «на лицо погоды»:
Что было светлым — во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы.
Словно войною людей настигая.

Когда же потоп прекратился (длился он, в отличие от библейского, «шесть дней, семь ночей» и прекратился «при наступлении дня седьмого»), Утнапиштим увидел, что «все человечество стало глиной». Подобно праведному Ною, старец Утнапиштим высылает птиц-гонцов: сначала голубя, затем ласточку и, наконец, ворона, который не возвращается, «спад воды увидев». Утнапиштим покидает гору Ницир и возвращается к себе, принеся жертвоприношения богам. И боги делают его бессмертным.

Всемирный потоп. Шумерская версия - шумерская ли?
После открытия «Эпоса о Гильгамеше» стало ясно, что история потопа, изложенная в Библии, является лишь пересказом более древней легенды, созданной в Двуречье. Джордж Смит извлек одиннадцатую песню эпоса из 20 тысяч табличек, составлявших библиотеку повелителя Ассирии Ашшурбанипала. Ассирийцы заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. В XX столетии в земле Двуречья были открыты памятники еще более древнего народа — шумеров. И чем больше изучали ученые шумерскую культуру, мифологию, литературу, тем ясней становилось им, что Библия обязана шумерам большим числом своих «богодухновенных истин».

Здесь я не буду показывать параллели между шумерской мифологией и библейскими сюжетами. Из всего этого интересен лишь один текст. При раскопках шумерского города Ниппур была найдена табличка, вернее, фрагмент таблички, на котором сохранилось шесть столбцов. «Содержание этого фрагмента в основном посвящено потопу. До сих пор он остается уникальным, несмотря на то, что ученые сделали все от них зависящее, чтобы отыскать еще хотя бы одну аналогичную табличку, — пишет С. Крамер. — Ни в одном музее, ни при новых раскопках, ни в частных коллекциях не было обнаружено даже обломка с надписью, посвященной потопу.» Фрагмент, повествующий о «шумерском потопе», хранится в Филадельфии в Музее Пенсильванского университета. Он был опубликован в 1914 году известным ассириологом и шумерологом Арне Пёбелем.

В сохранившейся примерно на одну треть части текста речь идет о сотворении человека, животных и растений, затем о ниспослании свыше царской власти и основании пяти городов, о гневе богов и решении их наслать на землю потоп, чтобы уничтожить род людской. Набожному и богобоязненному царю Зиусудре божественный голос возвещает о решении богов: на землю обрушится потоп, дабы целиком «уничтожить семя рода человеческого».

Потоп, обрушившийся «на страну», продолжался семь дней и семь ночей, а на восьмой день явился бог солнца Уту:
Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно.
И в тот же миг потоп залил главные святилища.
Семь дней и семь ночей Потоп заливал землю,
И огромный корабль ветры носили по бурным водам.
Потом вышел Уту, тот, кто дает свет небесам и земле.
Тогда Зиусудра открыл окно на своем огромном корабле,
И Уту, герой, проник своими лучами в огромный корабль.
Зиусудра, царь. Простерся перед Уту,
Царь убил для него быка, зарезал овцу.

В конце поэмы Зиусудра получает «жизнь, подобно богу», и «вечное дыхание», которое дают ему всемогущие божества Ан и Энлиль.
Потом Зиусудру, царя,
Спасителя имени всех растений и семени рода человеческого,
В страну перехода, в страну Дилмун,
где восходит солнце, они поместили.

Очевидно, что богобоязненный царь Зиусудра, бессмертный старец Утнапиштим и благочестивый патриарх Ной — одно и то же лицо, тот же самый персонаж, лишь по-разному названный шумерами, вавилонянами и древними авторами Библии. И столь же очевидно, что библейская история потопа восходит к шумерской мифологии, создававшейся за несколько тысяч лет до того, как была написана священная книга иудеев и христиан. Творцы Библии жили в стране, не знавшей ни губительных ураганов, ни грандиозных наводнений, ни мощных разливов рек. Всем этим стихийным бедствиям подвергалась земля Двуречья, страна шумеров.

Позже была обнаружена табличка с текстом, в котором потоп упоминается вскользь.
После того, как буря принесла дожди,
После того, как все постройки были разрушены,
После того, как яростная буря принесла дожди,
После того, как люди поднялись, как враги, друг на друга;
После того, как семя было насаждено, — да, насаждено,
После того, как зерно было порождено, — да, порождено.
После бури он сказал: «Я принесу дожди»,
После он сказал: «Я пролью в них дожди»,
После Потопа он сказал: «Я сотру с лица земли все».
Небеса повелевают. Земля даст рождение,
дает рождение растению «нумун»,
Земля дает рождение, небеса повелевают,
дают рождение растению «нумун».

Помимо вышеуказанного, был обнаружен и "список царей", сделанный шумерскими жрецами, в котором говорится следующее:
Всего 8 царей, 5 городов… Затем был потоп. После него была вновь ниспослана свыше царская власть.

Были и другие глиняные таблички с разнообразными текстами, упоминавшими потоп и/или его последствия, подтверждающие смену власти после потопа и т.д.

Археологи называют иногда землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Ибо нынешней арабской цивилизации, имеющей возраст более тысячи лет, предшествовали другие, корни которых уходят в глубочайшую древность. И, словно в многослойном пироге, археологи обнаруживают под очередным слоем, считавшимся древнейшим, новый культурный слой, следы еще более древней цивилизации. Ассирийцы, завоевавшие всю долину Тигра и Евфрата, а затем распространившие свое господство и на другие земли Ближнего Востока вплоть до Египта, были «варварами» по сравнению с вавилонянами, чья история была на тысячи лет древней, чем история ассирийцев, появившихся на исторической арене в VIII столетии до н. э. В эпоху, отдаленную от нас четырьмя — пятью тысячелетиями, уходит время появления в Двуречье аккадцев, народа, говорившего на семитском языке. Однако семитам-аккадцам предшествовал еще более древний народ — шумеры.

Леонард Вулли, проводя раскопки Ура, обнаружил, что классической культуре шумеров предшествовала другая, более древняя. По холму, где впервые были найдены ее следы, культура эта стала именоваться «Эль-Обейдской», или «Эль-Убейдской». Поначалу она показалась археологам типичной культурой позднего каменного века: люди жили в примитивных хижинах с глиняной обмазкой, металлы употреблялись для изготовления предметов роскоши. Однако дальнейшие раскопки в Уре, а затем в городе Эриду, где согласно списку правителей Шумера царская власть впервые «спустилась с неба», представили культуру Эль-Убейда в новом свете. Именно тогда был совершен стремительный скачок из первобытного общества в раннеклассовое, от «дикости» к цивилизации. Именно тогда был одомашнен крупный рогатый скот, изобретены колесо и плуг. Именно тогда начали возводиться первые дворцы и храмы. Именно тогда возникли древнейшие города Двуречья — Эриду, Ур, Урук. Именно тогда орудия из камня начинают заменяться орудиями из металла… Словом, у истоков культуры шумеров, которые были учителями вавилонян, стоит культура Эль-Убейда (или Эль-Обейда).

«До сих пор неясно, можно ли называть людей периода Эль-Обейда шумерийцами. Но одно совершенно очевидно: созданная ими культура не была бесплодной, она пережила потоп и сыграла немалую роль в развитии шумерийской цивилизации, позднее достигшей пышного расцвета. Среди прочих ценностей они передали шумерийцам и легенду о всемирном потопе. Это не вызывает сомнений, так как именно они пережили это бедствие и никто другой не мог бы создать подобной легенды», — так писал Леонард Вулли, подводя итоги своих раскопок в Уре. В настоящее время мы можем с большой уверенностью сказать, что люди, пережившие потоп, создатели культуры Эль-Убейда, шумерами не были.

Шумеры были в долине Тигра и Евфрата пришельцами, хотя и очень древними. А до шумеров в Двуречье жил народ, создавший цивилизацию Эль-Убейда. По отношению к нему шумеры были такими же кочевниками-варварами, пришедшими извне, а затем усвоившими достижения культуры оседлого народа, какими были по отношению к шумерам вавилоняне.

Сэмюэл Н. Крамер, лучший знаток шумерского языка и литературы, проанализировав названия древнейших шумерских городов, таких, как Эриду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Ниппур, Киш и др., пришел к выводу, что они не являются шумерскими. А это говорит о том, что язык создателей городов, бывших в эпоху Эль-Убейда еще поселками, не шумерский, а иной. Точно так же нельзя объяснить исходя из законов шумерского языка названия двух великих рек Двуречья — Тигра и Евфрата (в клинописных текстах они читаются как «Идиглат» и «Буранун»). Названия рекам также дали первые поселенцы на их берегах — убаидцы, если называть предшественников шумеров, как предлагают С. Крамер и другие исследователи, по названию Эль-Убейда, где впервые открыта была дошумерская культура. Убаидскими, а не шумерскими оказываются слова, обозначающие различные профессии в древнем Шумере; крестьянин, плотник, купец и т. д. Это опять-таки говорит о том, что профессии крестьянина, плотника, купца и многие другие возникли до появления шумеров в Двуречье и «творцами» этих профессий были люди, говорящие на другом языке.

На каком? Список убаидских слов, дошедших до нас, невелик. Это названия рек, городов, богов, профессий. Анализ же их показывает, что в убаидском языке есть ряд черт, сближающих его с языками дравидов, населяющих Южную Индию. У дравидийских народов имеется предание о потопе, поглотившем много тысяч лет назад Южный материк, который был их прародиной. Легенды о потопе фигурируют в священных книгах Индии. Но только спасителем рода людского является не праведный патриарх Ной, не вавилонский старец Утнапиштим, не шумерский царь Зиусудра, а законодатель и пророк Ману…

Теперь мы можем покинуть долину Двуречья, и совершить путешествие в поисках потопа на восток, обращаясь к мифам и преданиям народов, живущих в самых различных уголках планеты.

Представьте планету размером с Марс, с источником водорода внутри. В какой то момент кора раскалывается вдоль срединно-океанических хребтов и внутреннее давление выносит на поверхность подкорковые воды Потопа. Расчёты показывают полное соответствие современным законам физики и согласуются с Библейским текстом. И подтверждают завет Бога о невозможности нового Всемирного потопа.

"Не следует множить сущее без необходимости " (Бритва Оккама)

Взглянем на события Всемирного потопа с точки зрения Теории "Изначально гидридной Земли" В.Н.Ларина.

В допотопные времена наша планета была в два раза меньшего диаметра с источником водорода внутри. В какой-то момент, кора раскололась вдоль срединно-океанических хребтов и внутреннее давление вынесло на поверхность подкорковые воды Потопа, покрывшие, как минимум, пяти километровым слоем Землю! Расчеты показывают полное соответствие законам физики, согласуются с Библейским текстом и подтверждают завет Бога о невозможности нового Всемирного потопа!

Так устроено наше сознание, что читая первые строки Библии, мозг пытается представить события минувшего и найти логическое объяснение слов Священного писания прежде, чем воспринимать их на Веру.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:1-2)

Из строк Библии следует, что вода на Земле была изначально, что не удивительно, сейчас космические зонды обнаружили воду на Луне, Марсе, спутниках Сатурна и Юпитера на кометах и астероидах, и отличается эта вода только изотопным составом.

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так». (Быт.1:6-9)

Ученым античности было сложно представить строение нашей планеты и, тем более, предположить, что под Земной корой могут находиться большие массы воды (пусть и в связанном состоянии).

Наконец-то, современная наука пришла к пониманию Библейских событий!

Представим структуру нашей планеты в виде яйца: в центре твёрдое гидридное ядро (водород растворённый в металле), на границе происходит дегазация Н2 с выделением тепла; образуется слой жидкого металла, генерирующий магнитное поле Земли; белок - магма: доменная печь с водородной продувкой; скорлупа - земная кора, в основании которой водород встречается с кислородом, отбирая его из оксидов и окислов, образуя глубинные подземные океаны воды.

Существование подкорковых океанов подтвердили последние исследования рифтовых зон, глубинных минералов выброшенных вулканами и сейсморазведка.


Алмаз с включением Рингвудита

Спектральный анализ, который провели ученые под руководством геохимика Грэма Пирсона (Graham Pearson) из канадского Университета Альберты (University of Alberta in Edmonton), показал: в кристалле алмаза, найденного в Бразилии, "запечатан" минерал рингвудит, содержащий примерно полтора процента воды. И образовался он в окружении воды. Рингвудит - главный компонент так называемой переходной зоны Земли - недр, расположенных на глубинах в несколько сотен километров. По предварительным подсчетам специалистов, эти самые полтора процента и "выливаются" примерно в десять Тихих океанов.


Известный американский учёный Вайсешэн, проанализировав 80 тысяч поперечных волн на сотнях тысяч сейсмограмм, высказал предположение, что вода под земной корой присутствует повсеместно, и что ее количество раз в 5 превышает весь наружный водный запас планеты. Подземные океаны, которые, возможно, располагаются в недрах, обозначены красным. Они выявлены благодаря аномалиям в прохождении сейсмических волн.


Сейсмологи из Орегонского университета во главе с Анной Келберт, изучив и проанализировав данные измерений, накопленных различными группами геофизиков за последние 30 лет, составили трехмерную карту распределения электропроводности верхних слоев мантии Земли. Карта подтверждает наличие больших количеств воды в ней. Но воды не свободной, а в связанном состоянии, входящей в состав кристаллических решеток различных минералов.

О том, что под Мировым океаном есть вода, причем в огромных количествах, наглядно свидетельствуют многочисленные гидротермальные источники, бьющие вдоль срединно-океанических хребтов. Их называют «чёрными курильщиками» или природной теплоцентралью.


Черные курильщики

Картина, прямо надо сказать, устрашающая. "Первозданная вода", разогретая до 400 градусов по Цельсию и перенасыщенная минералами (в основном железистых и марганцевых соединений), в месте выхода подводного гейзера образует конусообразные наплывы и наросты, похожие на заводские трубы высотой с небоскреб. Из них, как дым, клубами валит горячая черная взвесь. (При высоком давлении на больших глубинах кипения не происходит). Поднимаясь на высоту до 150 метров, она смешивается с холодными придонными слоями океана и, подогревая их, сама охлаждается.

Водород же, выходящий из недр Земли через срединно-океанические хребты частично соединяется с кислородом (из-за этого уровень мирового океана неуклонно растёт). Оставшаяся часть, попадая в атмосферу, на высоте 30 км соединяется с О3, образуя красивейшие перламутровые облака и "дыры" в озоновом слое.

Если посмотреть на спутниковые снимки, то легко заметить, что озоновые дыры чаще всего образуются над срединно-океаническими хребтами, в полярных зонах и над месторождениями углеводородов. Чему посвящены работы нашего соотечественника доктора геолого - минералогических наук Сывороткина В.Л.

Как же выглядела Земля в допотопные времена?


Наша планета была чуть больше современного Марса. Это подтверждается совпадением с точностью 94% материковых плит в узоре мозаики (глобусы Отто Хильгенберга).

Современных океанов не было, так как любой участок океанического дна как минимум в пять раз младше материковых плит.

Наглядно процесс расширения Земли иллюстрирует видео по ссылке .

Вычитая площадь современных океанов из общей площади поверхности Земли, не трудно представить площадь допотопной планеты и вычислить её радиус (по моим расчетам Rdp ~3500 км, 55% современного).

Нашу маленькую планету окружала плотная атмосфера со сплошным облачным слоем, которая хорошо сохранилась в красивейших Янтарных каплях.

Допотопное атмосферное давление было в 2,5 раза больше современного, поэтому ящеры с размахом крыльев в 10-12 метров легко парили в ней.

Такая всемирная теплица способствовала бурному росту всей флоры, что привело к росту кислорода в атмосфере (до 40%). А повышенное содержание углекислого газа (около 1%) не только создавало парниковый эффект, но и способствовало гигантизму растений, поскольку основную массу клетчатки (углерода) растение получает в процессе фотосинтеза из атмосферы!

Тепличные условия сглаживали климат планеты: не было ледников у полюсов и жары на экваторе. Везде были тропики со средней температурой около 30-35 градусов. Скорее всего, не было и осадков в виде дождя и тем более снега, «ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли». (Быт. 2:5 )

Не было и ветров, так как отсутствовали зоны перепадов давления. И если это так, то годичных колец в допотопной древесине не должно быть! Так же как сейчас их нет у экваториальных деревьев!

"Откладывание различных годичных колец древесины характерно для зон с хорошо выраженными сезонами года. Во влажных тропиках, где зима и лето по сумме осадков и температурам почти не различаются, заметных годичных колец нет". (Wikipedia)


Отсутствие годичных колец на древесине Ноева ковчега, хранящейся в Эчмиадзине в Армении.

Немудрёно, что такие "Райские" тепличные условия, да ещё и почти при полной защите от ультрафиолета Солнца, привели к развитию гигантизма флоры и фауны, и большей чем в 10 раз (судя по Библии) продолжительности жизни всех организмов! Немалую роль в этом сыграло и отсутствие необходимости потреблять в больших количествах соль, что мы, все травоядные животные, вынуждены сейчас делать для поддержания внутриклеточного осмотического давления (вследствие падения давления атмосферного более чем в 2,5 раза).

Длина года в допотопные времена

Исходя из закона сохранения момента импульса нашей планеты, зная радиус допотопной Земли, учитывая незначительное изменение массы, получается, что продолжительность суток составляла примерно 7,2 часа. При такой скорости вращения форма планеты, скорее всего, была эллипсоидом, сплюснутым у полюсов. Тогда логично предположить, что сила тяжести в тропической зоне была значительно ниже, чем у полюсов, в ней то и обитали гигантские динозавры!

События Потопа

Но в один момент Благоденствие на Земле закончилось! Катаклизм, скорее всего, был вызван космическим событием. Вероятнее всего, это был ударный фронт космических частиц (диаметром около 1 мм), образовавшихся после взрыва сверхновой звезды на удалении не более 100 световых лет от Земли.

Но, так или иначе:

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей». (Быт.7:11-12)

Внимательный читатель сразу заметит, что источников вод Потопа было два! И помимо 40 дневного дождя на поверхность хлынули воды из глубин Земли. Земная кора треснула вдоль срединно-океанических хребтов, словно лопнувшая скорлупа яйца. Проснулись множество вулканов, извергая магму и пар. "Источники великой бездны разверзлись" - подкорковые воды и газы вырвались на поверхность.

«И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы». (Быт.7:17-20)

Давайте попробуем представить объём воды, необходимый для этих событий: зная радиус допотопной планеты 3500 км, площадь поверхности ~ 154 млн. кв. км, полагая высоту Арарата около 5 км (сейчас 5165 м, но это все же действующий вулкан, вполне мог вырасти на 200 м), получаем объём вод потопа порядка 770 млн. куб. км, всего лишь 56% от современного объёма Мирового океана!


Вулкан Арарат

Как мы помним, источников вод Потопа было два, и даже после прекращения 40 дневного дождя уровень океана продолжал расти, и мы уже понимаем за счёт чего:

«Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». (Быт.7:24)

Последствия Всемирного наводнения

Когда вода начала спадать:

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба». (Быт.8:1-2)

Благодаря резкому расширению рифтовых зон срединно-океанических хребтов начали образовываться современные океаны, куда постепенно стали уходить воды Потопа (в объёме около 770 млн. куб. км. 56% от современного объёма Мирового океана), оставляя на плоскогорьях слои песка, глины и остовы морских обитателей.

Понятно, что процесс роста диаметра Земли шел неравномерно по логарифмической кривой (y=logax, где a>1). Сначала резкое расширение Тихого океана, потом образовался Индийский океан и Северный ледовитый, а Атлантика – самая молодая зона роста. Более точно летопись этого расширения будет построена после изучения и сравнения зон океанического дна по обе стороны от срединно-океанических хребтов. Основываясь на этих данных, можно будет уточнить возраст Земли и изменения продолжительности суток и длины года.


После Потопа климат Земли изменился разительно: стали заметны времена года, появились климатические зоны, области перепадов давлений, ветра, осадки в виде дождя, снега и града. Постепенно, с падением атмосферного давления, на смену сплошному облачному слою пришли кучевые облака, стало видно голубое небо и радуга - как символ завета Бога о невозможности нового Всемирного потопа!

«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».
(Быт.8:21-22)

«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле». (Быт.9:13-16)

Следовательно, среди глобальных угроз человечеству могут быть цунами и наводнения очень большой силы, никто не исключает и метеоритной угрозы или извержения супервулкана, но благодаря тому, что процесс дегазации водорода из недр земли идёт постоянно (матушка Земля не спеша выпускает пар), большого Всемирного потопа больше не случится! Нет физических возможностей покрыть современную планету 5 километровым слоем воды!

Анализ возможных планетарных бедствий исчерпывающе представлен академиком РАЕН Полевановым В.П. в докладе "Что грозит человечеству?"

Многие учёные и атеисты не однократно подвергали сомнению слова Священного писания, а оказывается, события, там описанные, вполне могли происходить и ни каким законам физики не противоречат! Человечество обрело эти знания 30 веков назад, а наука приходит к пониманию этих процессов только сегодня!

Много ли "воды утекло" с допотопных времён?

По "научным" представлениям около 200-250 млн. лет, таковы самые древние датировки пород океанического дна. А что если верна датировка Православного календаря? И за окном 7526 год от сотворения мира и 5870 с момента начала Всемирного потопа? Воистину, познание умножает границы непознанного!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Миф о потопе (миф древней Греции)

Бессмертные боги вечно живут на Олимпе, и время не властно над ними. А внизу, на земле, рождаются и умирают люди, меняются поколения, один век приходит на смену другому. Золотой век сменился серебряным, потом наступил медный век.
Жестокими и могучими были люди медного века, и много преступлений они совершили. Тогда великий Зевс решил уничтожить жизнь на земле, чтобы потом возродить новых людей, лучше прежних. Но не так просто было ему решиться на такое дело. И он захотел еще раз испытать людей.
Спустился он на землю и под видом простого смертного пришел в Аркадию в город Ликосуру, где правил грубый и надменный царь Ликаон. Как всегда, в этот жаркий солнечный день на городской площади собралось много народу, и казалось, что высокий седобородый старик ничем не выделяется среди остальных смертных. Но вот он поднял руку, его острые пронзительные глаза излучали такой необыкновенный свет, что ни у кого даже сомнения не возникло: перед ними сам великий громовержец. Кто-то упал перед величественным старцем на колени, кто-то склонил голову в почтительном поклоне. Были на площади и слуги

царя Ликаона. Они поспешили во дворец, чтобы сообщить царю об этом великом событии.
Но Ликаон начал насмехаться над доверчивыми людьми:
– Где вы увидели бога и кто вам сказал, что этот старый разбойник – бог? – с издевкой спрашивал он своих слуг. – Мало ли проходимцев ходит по городу?
Потом он придумал, как еще больше оскорбить седовласого старца, а заодно проверить – может, и правду люди говорят. Царь приказал убить заложника, который жил в его доме, а из тела убитого приготовил кушанье. Потом вышел он на площадь и пригласил Зевса пройти к нему во дворец отведать угощение.
Страшно рассердился великий Зевс, взмахнул он своей палицей, и из нее вылетела яркая молния. В мгновение ока рухнул дворец Ликаона, а сам он превратился в кровожадного волка. После этого вернулся великий Зевс на Олимп. Не стал он тогда уничтожать род людской, ведь вместе с плохими людьми могут погибнуть и хорошие. Но проходило время, и нечестивых людей становилось все больше. Случалось уже так, что не успевали они родиться и подрасти, как начинали воевать и убивать друг друга. Долго думал Зевс, и наконец решил он наслать на людей страшную кару – погубить их под водой.
И сразу же перестали дуть все ветры, кроме южного – влажного Нота. Полетел Нот над грешной землей на своих влажных крыльях, из-за черных туманов выглядывает его устрашающий лик, отяжелела от влаги его косматая борода, струятся по сединам его мощные потоки, сидят на лбу серые облака. Сжал Нот мощной рукой нависшие тучи, страшный треск расколол небо, и хлынули запертые на небе дожди.
Взмолились боги речные к Зевсу. Вода переполнила реки, нет уже сил сдерживать ее. Но неумолим великий громовержец. Повелел он снять все преграды, убрать берега и отпустить потоки на волю. Сам он ударил трезубцем по земле и открыл дорогу всем водам. Могучие потоки вольно потекли по земле, увлекая за собой все, что на ней было. И уже не различить, где земля, а где море. Там, где недавно щипали зеленую травку рогатые козы, расположились упитанные тюлени, в лесах плавают дельфины, волки плывут по воде между овец и не трогают их, могучие волны тащат рыжего льва, а рядом торчат из воды ветвистые рога оленя. С жалобным криком летают в небе усталые птицы и не находят, куда бы присесть отдохнуть.
Великий потоп похоронил под водой все живое, что было на земле, и вместе с ним закончился медный век.